29.06.2007 | 12:43

Зал Врубеля открыт после реконструкции

Вновь открытый после реконструкции Врубелевский зал Третьяковской галереи теперь можно считать уникальным. На службу искусству поставлены высокие технологии. Такими могут похвастаться немногие ведущие музеи мира. Пытаясь подарить посетителям возможность любоваться всеми аспектами творчества художника, специалисты столкнулись с практически нерешаемой задачей: совместить технологически несовместимые вещи. Ее решение удалось лишь с третьего раза. Рассказывают "Новости культуры".

Теперь Врубелевский зал стал самым стильным, представительным, образцовым во всей Третьяковской галерее. Там будут проходить концерты, и для этого была сделана специальная сцена. Панно "Принцесса Греза", которое подавляло своим масштабом все другие произведения Врубеля, стало частью интерьера. Для него была сделана специальная рама. К тому же искусствоведы поменяли его статус и из разряда живописи перенесли в раздел монументального искусства. "Для этого был сделан картуш, который соединил стиль существующего убранства зала. Он создал такую архитектурную общность, и он ушел в интерьер как монументальное, декоративное произведение, а живопись стала жить своею жизнью", – поясняет главный дизайнер зала Врубеля Геннадий Синев.

Перегородки делят зал на три части. По краям расположилась графика. В Третьяковке находится более двухсот рисунков, акварелей художника, которые можно было увидеть лишь на персональных выставках Врубеля. Теперь живопись и графика представлены в одном зале. Для рисунков пришлось делать специальные витрины, в которых поддерживается определенный микроклимат. "Держится минимальный уровень освещения, не бликующие стекла, не пропускающие ултрафиолет на сами произведения, несколько слоев защиты от вредных лучей отделяют зону экспонирования от зоны освещения", – рассказывает научный сотрудник отдела графики Ирина Шуманова.

Картины располагаются на разном уровне, не мешая восприятию. В зале появился отреставрированный "Демон" в новой раме, который прекрасно смотрится на серо-голубоватом фоне стен. Этот фон специально под колорит художника долго подбирали искусствоведы. Украшением зала стал камин. Теперь он тоже будет находится в постоянной экспозиции. Если нужно будет отправить его на выставку, его легко разобрать на отдельные фрагменты. Двенадцать лет тому назад, когда закончилась реконструкция Третьяковки, все залы казались сделанными на европейском музейном уровне. Но за это время многое изменилось. "Рядом с такой красотой, которая в зале Врубеля, зал Ге, кажется более чем скромненьким, и он требует радикальных поисков цвета и поисков расположения. Он неудобный по конфигурации, следовательно, надо что-то делать", – считает заместитель директора Третьяковской галереи по научной работе Лидия Иовлева. Теперь в Третьяковке знают, что надо делать, но вот найдутся ли спонсоры, как это было с залом Врубеля?

Читайте также:
Зал Врубеля в Третьяковке вновь открыт