29.06.2007 | 19:35

Открытие икон из Чудова монастыря

Иконописные шедевры Истомы Савина и его сыновей Никифора и Назария, работавших для царя Михаила Федоровича, впервые представлены в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля. Этой Выставке предшествовала большая многолетняя работа реставраторов и исследователей древнерусской живописи. Царские иконописцы не только писали иконы, но и расписывали храмы, создавали рисунки для мастеров Серебряной палаты, иллюстрировали рукописные книги. Сегодня работы иконописцев эпохи первого царя из рода Романовых выставлены на всеобщее обозрение. Рассказывают "Новости культуры".

В истории иконописи есть много белых пятен. Только сейчас специалисты начали интересоваться XVII веком. Оказалось, что именно этот период лучше всего представлен в Музеях Московского Кремля. Во времена царствования Михаила Романова в Кремле собрались лучшие художники из Пскова, Новгорода, Ярославля для украшения Архангельского и Успенского соборов, а также Чудова монастыря. Несмотря на то, что Чудов монастырь был уничтожен, сами иконы сохранились.

Изучение памятников помогло открыть имена некоторых мастеров. Они не подписывали иконы, но о работе иконописцев можно было узнать из патриарших приказов, из сведений о рождении ребенка из царской семьи. Тогда мастеру заказывали образ на доске, соответсвующий росту младенца. "Эти иконы точно датированы. Мы знаем, когда царь вступил на престол, мы знаем, когда царевич родился. И после смерти эти иконы тоже помещались в Архангельский собор", – рассказывает заведующая отделом "Музеи-соборы" Московского Кремля Ирина Качалова.

В XVII веке появился новый жанр – парсуна. Когда умирал кто-то из царской семьи, писали икону с его изображением и образом его небесного патрона. Во время реставрации открывали на иконах более ранние записи. Редкая по иконографии Богоматерь с младенцем в рост, которая датировалась XIX веком, оказалась XVII века. Мастера в XVII веке владели разными видами искусства. Они не только расписывали иконы, но также делали рисунки для шитья, эскизы для изделий из серебра, военных доспехов. "Это парадный шлем царя Михаил . Он драгоценен для нас тем, что известно имя мастера – Никита Давыдов, который был самым крупным оружейником того периода. И мы знаем дату 1621 год", – замечает куратор выставки Виктория Меняйло. В музеях Кремля хранится около четырех тысяч икон. Их изучение продолжается. Только по иконам XVII века планируется провести еще две выставки.