08.10.2012 | 13:10

Экскурсия в мир архитектурного мечтателя Ле Карбюзье

125 лет назад в Швейцарии родился Шарль-Эдуар Жаннере-Гри. В историю он вошел под именем Ле Корбюзье. Культовый архитектор, создатель «мира, который жаждет родиться». Он сформулировал принцип «вертикального города», придумал типовые дома, строил кварталы из стекла и бетона. На его счету более четырехсот проектов, 75 реализованы в двенадцати странах. В Москве Ле Корбюзье бывал несколько раз. Участвовал в конкурсе проектов Дворца Советов. Этот вариант можно увидеть только на бумаге. А вот здание Центросоюза, построенное по проекту Корбюзье, до сих пор стоит на Мясницкой улице. Рассказывают «Новости культуры».

Единственное здание, которое построил Ле Корбюзье в Москве, сейчас занимает Федеральная служба государственной статистики. Просто так сюда не попадешь. Для французского профессора Жан-Луи Коэна двери открылись. Один из самых известных в мире специалистов по творчеству Ле Корбюзье приехал в Москву специально, чтобы провести открытую экскурсию по этому, закрытому в обычное время, памятнику архитектуры.

«К сожалению, у меня компьютер умер вчера, и моя презентация будет немножко другая, но в книге здесь можно видеть очень интересную страничку: это рисунки, которые послали Корбюзье из Москвы, все недостатки стройки», – говорит профессор истории архитектуры Института изящных искусств Университета Нью-Йорка Жан-Луи Коэн.

Несмотря на низкое качество строительства и медленные темпы – здание строилось с 28-го по 36-й год, Ле Корбюзье удалось создать одно из самых необычных по тем временам офисных зданий не только в Советском Союзе. Ничего подобного не было тогда нигде в мире.

«СССР заявил строительство нового мира, это совпадало с его личной программой, и здесь он получил возможность реализовать проект по тем временам абсолютно нового административного здания», – рассказывает директор музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина.

Первое, что бросалось в глаза – пандусы вместо привычных лестниц. Корбюзье считал, что внутри его здания нужно совершать своеобразные архитектурные прогулки, а не просто так сновать из кабинета в кабинет с бумагами. Необычным был и пассажирский подъемник – он безостановочно курсировал между этажами, подобно тому, как монах непрерывно перебирает четки для молитвы. Этот лифт в переводе на русский так и называется – «Отче наш».

«Эти лифты за мной называются патерностер, потому что их движение – как молитва католической религии, и это была довольно обыкновенная система в конторских зданиях в Германии», – отмечает Жан-Луи Коэн.

Здание, построенное знаменитым модернистом от архитектуры, сегодня находится в превосходном состоянии. Сохранились даже деревянные перила, которые были установлены еще при Корбюзье. Можно только удивляться подобной тактичности по отношению к памятникам архитектуры на фоне уничтожения в Москве и более древних шедевров зодчества. В этом смысле столица следует заветам самого Корбюзье, который был настолько радикален, что предлагал безжалостно сносить устаревшие с его точки зрения здания, невзирая на их ценность.