30.06.2007 | 19:56

ММКФ. Часы до закрытия

На 29-м Московском Международном кинофестивале конкурс завершен. Жюри посмотрело, и возможно уже оценило, последние картины. Фильмы "Эдуарт" греческого режиссера Ангелики Антониу и "Незнакомка" итальянки Джузеппе Торнаторе основаны на драме поиска лучшей жизни. Оба финала счастливым назвать трудно. Так же как трудно назвать счастьем усвоение жизненного урока. Картина "Эдуарт" уже принесла создателю 9 национальных наград. У "Незнакомки", возможно, все еще впереди. Репортаж "Новостей культуры".

Фильм "Эдуарт" Ангелики Антониу фильм основан на реальных событиях. Она прочитала в газете статью об албанском нелегале, который сам пришел в полицию и признался в совершенном убийстве. И начала писать сценарий.
"Я в течение целого года ходила в тюрьму к этому парню, который стал прототипом Эдуарта, и разговаривала с ним, - рассказывает режиссер. - Для меня он своего рода Раскольников".
Вместо студента Раскольникова – албанец-нелегал, вместо старухи процентщицы – престарелый адвокат, предпочитающий молодых мальчиков. Убийство произошло в Афинах, расплата и, собственно, покаяние в Албанских застенках.
Если Раскольникова замучила совесть, то Эдуарта – сокамерники. Круги тюремного ада ему помог преодолеть доктор, немец, на чьем счету не одна погубленная жизнь…

Не менее драматичную историю представил на фестивале итальянец Джузеппе Торнаторе, снявший знаменитые фильмы "Простая формальность", "Малена". В основе его новой ленты судьба украинской проститутки, она и есть незнакомка.
Джузеппе Торнаторе говорит: "Я уверен, кино не должно нести в себе мораль или послание к человечеству, я делаю фильмы не для этого".

Главную роль в фильме сыграла актриса петербургского Малого драматического - Ксения Рапопорт. По словам Торнаторе он долго искал актрису на эту роль. Причем ему нужна была актриса неизвестная. На момент кастинга Ксения Рапопорт не знала ни итальянского языка, ни сценария фильма.
"Я видела к тому моменту фильм Джузеппе Торнаторе, снятый им 13 лет назад "Простая формальность" …и этот фильм настолько меня потряс, что я готова была все что угодно делать", - рассказала актриса.

"Незнакомка" стала последним конкурсным фильмом 29-го московского кинофестиваля. После утреннего показа фаворита выбирали российские кинокритики. Говорят, было много споров. Зато озвучен вердикт всему фестивалю.
Екатерина Барабаш, член жюри российской критики, резюмировала: "Многое зависит от целей, для чего нужен этот фестиваль. У меня такое ощущение, что фестиваль нужен очень маленькой группе людей. То, что происходило 10 дней - событие районного масштаба".

Что касается, большого жюри, им предстоит оценивать не 20, а 19 фильмов. В самый последний момент из конкурсной программы сняли американскую ленту "Шум".
Фред Скепси, председатель жюри основного конкурса ММКФ поделился своими предпочтениями: "Я люблю фильмы интеллектуального направления. Блокбастеры – это отличное развлечение, но они не для меня. Я люблю вещи, у которых есть вторая сторона, есть подтекст".
Еще в самом начале Скепси вполне традиционно заверил всех присутствующих, что, только достигнув полного согласия, жюри вынесет свой вердикт.

Одновременно с основным конкурсом на Московском кинофестивале завершилась и российская внеконкурсная программа. Еще памятны времена, когда многие думали примерно как герои известной киноленты: "Все. Кина не будет...". Время показывает, что отечественный кинематограф был, есть и будет. Альфред Хичкок говорил, что "кино состоит из экрана и множества кресел, которые нужно заполнить". В России приоритеты всегда слегка отличались – есть множество душ, которые надо наполнить.

Вечером в пятницу пройти мимо Дома кино было просто невозможно. Кажется, все проезжающие автомобили и проходящие люди останавливались. За 2 часа до начала церемонии закрытия программы Российских фильмов у Дома кино образовалась толпа. В ее эпицентре - Виктор Сухоруков. Актер спонтанно организовал свою фото- и автограф- сессию.
Но все собрались все-таки по другому поводу- в Доме кино завершился фестивальный смотр. За 8 дней показали 24 новых российских фильма, из них лишь чуть меньше половины сняты женщинами-режиссерами. За эти дни зал посетило почти 20 тысяч зрителей.

Никита Михалков, президент ММКФ подвел промежуточный итог: "Удивительно, но приятно: в этом году сильная конкурсная программа, самое главное атмосфера – когда кино важнее чем тусовка, когда кино важнее чем звезды".

Кажется, только с приходом Никиты Михалкова Виктор Сухоруков успокоился – уселся в кресло смотреть кино, которое еще не видел: Сухоруков в главной роли в новой ленте Виталия Мельникова. Его фильму "Агитбригада "Бей врага!" выпала честь закрывать кинофорум.

Выбор фильма закрытия фестивальный президент Никита Михалков- объяснил просто: открывалась программа российского кино лентой режиссера уже с мировым именем – Андрея Звягинцева. Действие его фильма "Изгнание" - вне времени и пространства, а закрывать российскую программу фестиваля надо все-таки русской темой.