03.07.2007 | 13:28

Слово и изображение

Сегодня в Государственном центре современного искусства открылась выставка-инсталляция "Слово и изображение". Рассказывают "Новости культуры".

О взаимодействии слова и образа художники размышляли еще в начале ХХ века. Однажды Казимир Малевич просто написал на холсте слово "пейзаж", а остальное должны были домыслить сами зрители. Будить фантазию с помощью слова художники продолжали в 1960-е годы. Илья Кабаков и Виктор Пивоваров придумывали не только истории в картинках, но и собственные тексты.
Магия слова продолжает волновать и современных художников-концептуалистов. Они работают на грани различных жанров. Леонид Тишков не только пишет книги, но и создает различные инсталляции. Он считает, что слово и изображение не только дополняют друг друга, но и заставляют по-новому взглянуть на известные предметы: "Мы можем изобразить несущественно существующие вещи. Практически, вещи неосязаемые. Поэзия работает на чувствах и там нет смысла, идеи. Есть образ. Этот образ пытаюсь превратить в реальность".

Американский художник Билл Виола с помощью видео фиксирует язык птиц. Он провел несколько месяцев в зоопарке и наблюдал, как рождаются птенцы.

Проект Виталия Пацюкова рассчитан на доверие. Зрителям буквально предлагают не верить своим глазам и представить, что черный пакет превратился в черный квадрат. "Мерцание слова заставляет художника прислушиваться, приглядываться к слову, - говорит куратор проекта Виталий Пацюков. - И это слово реально превращается в изображение. Текст становится изображением".

Глобальную инсталляцию предлагает Дмитрий Пригов. Она называется "Вольный полет над идеологическими системами". Для полета ему понадобилось громадное количество старых газет. Пригов воспринимает газеты как символы идеологического шума: "Газета - это украдкой живущее существо. 5 минут до того, как вы ее прочитали, она жила, Через 5 минут- она мусор. Как это он опадает, этот мусор, страстный, желанный, оказывается просто сором".

Для концептуалистов главное – высказаться. Насколько они будут услышаны, зависит от готовности зрителей разгадывать эти ребусы.