04.07.2007 | 17:24

Возмутительницы мужского спокойствия

Кинорежиссер Татьяна Воронецкая в прошлом кинокритик и в отличие от многих своих коллег она с блеском доказала, что сама может делать кино. Причем кино хорошее, если верить отзывам тех, кто уже посмотрел ее "Натурщицу", третью полнометражную работу Воронецкой. На премьере картины побывали "Новости культуры" - фильм-участник конкурсной программы "Кинотавра" показали накануне вечером в Москве.

Почти 20 лет Татьяна Воронецкая не решалась снимать большое кино. Говорит, так надоело ходить все вокруг него да около. Сначала снимала документальные фильмы, потом на долгие годы ушла в сериальное производство. И только 3 года назад, наконец, в свет вышел ее первый полный метр - "Рецепт колдуньи", где главную роль исполнила Амалия (тогда еще Мордвинова). Теперь вот премьера фильма "Натурщица", в главной роли вновь молодая популярная актриса – Виктория Толстоганова.

Софья – светская львица, возмутительница мужского спокойствия. Это история жизни и гибели существовавшей на самом деле музы художника Эдварда Мунка и писателя Августа Стриндберга. О ней, о женщине-мечте, такой непредсказуемой и внезапной около 40 лет назад написал повесть Юрий Нагибин.
"Как трансформировалось чувство по отношению к героине? Оно менялось, - отвечает на вопрос журналистов Виктория Толстоганова. – В какой-то момент я перестала ее понимать на съемочной площадке. Но что написано у Нагибина, я все понимаю. Это женщина с мерзким характером, но таких я люблю".

Как и у Нагибина, у Воронецкой действие разворачивается около века назад, в Тифлисе. Тифлис нашли на Мосфильме, эти декорации уже несколько лет сдаются в аренду – остались после съемок "Всадника по имени смерть" Карена Шахзназарова.

О жанре картины Татьяна Воронецкая говорит: "Это не стилизация, мы не делали экранизацию и, не дай Бог, историческую реконструкцию".
Исторической достоверности в фильме "Натурщица" и правда, нет, хотя Воронецкая вслед за Нагибиным и отправляет своих героев на Кавказ, но резные балконы и колоритная грузинская речь – единственные атрибуты южного города. Получается, вне времени и пространства выясняют свои отношения герои. Воронецкая настаивает: ее "Натурщица" – это не историческая мелодрама и не мелодрама вообще. В этом режиссер убедила и исполнителя главной роли Даниила Спиваковского.

Внимательный зритель найдет еще одно свидетельство Кавказа – картины грузинского художника Пиросмани, но глубинного подтекста в этом нет.
Это не намек на грузинский кинематограф, хотя в фильме "Натурщица" критики ожидали увидеть продолжение традиций хорошего грузинского кино – традиции кинематографа Георгия Шангелая, Отара Иоселиани, Георгия Данелия.