05.07.2007 | 12:14

Во славу органа

По мнению специалистов, в России наблюдается настоящий органный бум. Еще совсем недавно самым известным был Международный органный конкурс имени Таривердиева в Калининграде. Теперь же только в столице фестивали органистов проходят и в Московской консерватории, и в Доме музыки. Напомним и о постоянных концертах в Костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А сегодня в Москве открывается первый Фестиваль-конкурс молодых органистов "Soli Deo Gloria". Рассказывают "Новости культуры".

Во сколько лет можно начинать учится играть на органе? Оказывается, это зависит не возраста, а от роста.
Алексей Паршин, профессор Московской консерватории объясняет, какими качествами должен обладать потенциальный органист: "Если он способен дотянуться до ножной клавиатуры и есть музыкальные способности, то можно начинать заниматься". К такому выводу пришли совсем недавно. А каких-то лет 30 назад фанатики органа впервые прикасались к любимому инструменту только в консерватории.

Появление органа в музыкальном училище и особенно школе, особенно радует. Начальное образование оказывается важнейшим звеном по своему значению. "Среди моих учеников есть люди, которые приходят в музыкальные школы, начинают грамотно, правильно, вдохновенно работать с детьми, - говорит Алексей Паршин. - Эти дети потом идут в училище. Там, дай Бог, тоже хорошие педагоги, и потом они придут ко мне в консерваторию. Я могу с ними заниматься вопросами интерпретации на том уровне, на котором нужно заниматься этим в ВУЗе".

Выстраивается цепочка: больше хороших педагогов – больше хороших исполнителей – больше хороших слушателей. "Когда публика имеет возможность послушать Иванова, Петрова, Сидорова, она начинает понимать, что орган не сам играет, что все играют по-разному, - подчеркивает Алексей Паршин. – У одного исполнителя искусство захватывает, у другого производит более скромное впечатление".

Целый парад молодых органистов представит фестиваль-конкурс в Костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. У зрителей будет возможность оценить их профессионализм, артистизм. В стенах собора соперничество отходит на второй план. Здесь не будет первых и вторых премий. Главный приз – сольный концерт – получат пятеро лучших музыкантов. У фестиваля "Soli deo Gloria" своя, особая атмосфера.

Участница конкурса Маргарита Еськина говорит, что главное – уникальная возможность поиграть на большом органе: Это нечасто удается, поэтому настрой только на удовольствие".

Удовольствие необходимо доставить и публике, которая стала более просвещенной. Она, к примеру, знает, что у каждого органа свой стиль. В Большом зале Консерватории – французский романтический орган, значит, на нем лучше звучит музыка Франка, Вьерна или Видора. А в Малом зале – орган немецкий барочный. И там лучше всего слушать Баха.
А где лучше слушать органный концерт в Церкви или в концертном зале? Алексей Паршин задает встречные вопросы: "Разве исполнитель, который поднимается на органную кафедру не тот, что на концертную эстраду? Разве музыка, которая исполняется в церкви, не та, что играют в концертном зале? Разве мысли и чувства, которые он несет, не те же?"
И все же зрители предпочитают концерты в костеле. И открытия фестиваля конкурса "Sola deo Gloria" ожидают нетерпением.