06.07.2007 | 14:59

Три дня органной музыки

"Soli Deo Gloria", Единому Богу слава – надпись на одном из крупнейших органов России дала название первому Всероссийскому фестивалю молодых органистов. Форум открылся накануне в действующем храме – московском Римско-католическом кафедральном соборе, где и находится этот знаменитый орган. Играть на таком инструменте – уже можно считать победой, уверены конкурсанты. Репортаж "Новостей культуры".

Без отрыва от подготовки… Сок в номер, где живут иногородние конкурсанты, приносит лично исполнительный продюсер фестиваля. Шутят, что здесь выполнят любой каприз для лучшего выступления. И уже совершенно серьезно просят не беспокоить студентку Нижегородской консерватории Кристину Ротаеву, ей скоро выступать. Говорят, что здесь нет конкуренции. Может, это атмосфера храма, а возможно, дело и в том, что здесь не будет победителей.
Директор фестиваля Валентина Новаковская поясняет: "Наши партнеры – пять филармоний в различных российских городах. Главные призы – это сольные концерты в этих городах".)

Пока в храме идет месса, организаторы проводят пресс-конференцию. Председатель жюри – органист Кельнского собора Винфрид Бенинг один из немногих, кто знает все достоинства этого органа. Один из самых больших в России, универсальный, с одинаковым успехом на нем можно исполнять различную музыку. Вот только, чтобы понять это у конкурсантов было всего два часа.
Мария Лебедева, участница конкурса из Санкт-Петербурга, поделилась своими ощущениями: "Мне нравится сам инструмент, его мощь, могущество. Он бывает разным. Мне нравится атмосфера, которая бывает на концертах. Органы стоят большей частью в церквях и мне нравится выступать для людей, которые слушают не просто музыку, а получают через нее нечто большее".

С немецкой пунктуальностью за швейцарский орган первым садится Андреас Йост – главный органист цюрихского собора Гросмюнстер. Ему не нужна подготовка, кажется, что он вообще может играть с закрытыми глазами. Андреас Йост – на фестивале представляет знаменитую фирму изготовителя органа. Аспирантка Московской консерватории Мария Моисеева прежде бросает взгляд в зеркало. Хотя органиста и не видно, он все равно должен быть в безупречном концертном костюме. Говорят, это вселяет уверенности. И тогда, невидимой, уже можно покорять огромный зал.
Мария Моисеева, участница конкурса из Москвы, говорит: "Если человек услышал орган, то он попал под влияние его магии".

Шедевры органной музыки в римско-католическом храме Москвы будут звучать три дня. И говорят, даже ночью – для репетиций конкурсанты будут использовать любое свободное время.

Читайте также:

Во славу органа