07.07.2007 | 18:00

История Италии в объективе фотоаппарата

Что представляла собой итальянская фотография ХХ столетия и кто попадал в поле зрения мэтров итальянского фотореализма? Про новую выставку в столичном Манеже уже сейчас можно сказать, что это одна из самых полных ретроспектив итальянской фотографии. Рассказывают "Новости культуры".

Сначала Московский дом фотографии представлял Россию на Венецианской биеннале, а теперь итальянцы приехали в Москву, чтобы рассказать об истории своей школы фотографии и об истории своей страны. Сейчас практически невозможно сказать, где именно зародилась современная итальянская фотография. Однако точно известно, что это произошло не в музеях и журналах пропаганды. Артистические мастерские – это клубы, кафе и улицы – места, где проходит практически вся жизнь итальянцев.

Итальянская фотография очень сильно повлияла на итальянское кино – та же поэзия кадра. Зрителю может показаться, что он уже где-то это видел. На выставке собраны работы тех художников, которые по-настоящему занимались экспериментами в фотографии. Кроме того, совершенно исключены те, кто поддерживал эстетику и политику фашистской Италии. "Это время, когда Италия сильно менялась: до войны, во время фашизма и после. У всех этих работ есть одно общее свойство – их поэтическое вдохновение", – замечает куратор выставки Елена Джеуна.

На выставке представлено много портретов: молодые и старые лица, городские и крестьяне, священники, рыбаки – то есть обычные люди в их обычном окружении. А еще есть эксперименты с пленкой. Это то, что искусствоведы называют терминами "неореализм", "беспредметная фотография" и "футуристическая фотодинамика", а зрители никак не называют, они просто попадают в это черно-белое, лирическое настроение.

"Современная итальянская фотография очень отличается от традиционной, черно-белой. Современная фотография – это больше искусство, чем фотография, больше манипуляция с образами, чем размышления о том, что можно получить от той реальности, которая тебя окружает. Я коллекционирую и ту и другую, но предпочитаю традиционную", – признается коллекционер Массимо Прельцо. Какие бы споры о предпочтениях не велись, итальянская современность – будь то фотография, кино или дизайн – вышла из черно-белого поэтического рассказа о самых обычных вещах.