10.07.2007 | 15:39

Крестьянское искусство в современной арт-галерее

"Вход – Выход", что может быть проще? Любители наивного искусства, уже посетившие выставку на бывшем Московском винзаводе, могут оспорить это утверждение. Наши предки расписывали не только ложки, горшки и прочую кухонную утварь, но и двери. На обычно рисовали животных – львов и волшебных птиц, памятные события и даже прощание с любимыми. Об открытии выставки "Вход – Выход" рассказывают "Новости культуры".

"С одной стороны – львы, с другой стороны – цветной орнамент. То есть она двусторонняя. Некоторые художники или хозяева, которые расписывали двери, им хотелось, чтобы дверь входная была прекрасна и чтобы внутренняя ее сторона тоже была очень хороша", – рассказывает куратор выставки Марина Лошак. Она признает, что затеяла довольно рискованный проект. Едва ли не впервые в Москве крестьянское искусство выставлено в пространстве модной арт-галереи. Это та самая примитивная живопись, которая когда-то вдохновила русский авангард: потрясла Кандинского во время его поездок по Вологодской губернии, заставила Малевича попробовать свои силы в росписи украинских хат. Вот посмотрите "Это уникальная дверь, это какой-то китаец или монгол с каким-то восточным зверем. Это совершенно не русский лев", – продолжает Марина Лошак.

Почему-то крестьянские художники любили рисовать именно львов и других заморских зверей, которых никогда не видели. Часто писали загадочного персонажа в восточных шароварах – так, по мнению вологодского художника, выглядел турецкий султан, про которого, он знал, конечно же, только понаслышке. Двери были всегда ниже человеческого роста. Такими их делали специально, чтобы заставить каждого входящего поклониться и тем самым оказать уважение хозяину дома. Самая поздняя дверь на выставке датирована 1941 годом. Проводив мужа на войну, ее расписала хозяйка дома. На ней она написала "Прощай, Терентий", нарисовала себя и мужа. В руке солдат Великой Отечественной войны почему-то держит меч. Выжил ли Терентий на фронте и увидел ли эту дверь, ждавшую его дома, кураторам выставки выяснить не удалось.