11.07.2007 | 11:52

Набор слов. 11 июля 2007 года

Английские аристократы распродают картины из семейных коллекций, Родион Щедрин делиться опытом написания оперы на заказ, а ученые спорят о возрасте нанотехнологий. Подробности – на страницах сегодняшних газет. Рассказывают "Новости культуры".

***
"Известия" сообщают: три представителя британской знати объявили о желании продать принадлежащие им восемь картин – произведения Пуссена, Тициана, Рубенса, которые они "одолжили" Лондонской национальной галерее. Аристократы предложили музею купить картины по рыночной стоимости. Музей вежливо отклонил предложение, что неудивительно: Герцог Рутлендский рассчитывает выручить более ста миллионов фунтов стерлингов (двести миллионов долларов) за свой топ-лот – пять картин из серии "Таинства" Николя Пуссена. Лорд Галифакс объявил о намерении продать тициановский "Портрет молодого человека", который оценивается более чем в пятьдесят миллионов фунтов стерлингов (сто миллионов долларов). Виконт Хэмпден запросил пятнадцать миллионов фунтов стерлингов (тридцать миллионов долларов) за эскиз Рубенса к росписи "Апофеоз короля Якова Первого".

***
"Очарованный странник" вышел на музыкальную сцену вопреки трудностям перевода. Родион Щедрин рассказал "Коммерсанту", как создавалась его опера по эпопее Лескова. Лорен Маазель просил у композитора некое сочинение на целый вечер, чтобы там были: цыгане, татары и колокольный звон. В английском переводе "Странник" дирижеру не понравился, благодаря немецкому опера увидела свет. Про необычное звучание своего творения Щедрин рассказал следующее: "В партитуре еще есть трещотка, пила и три пароходных гудка. У меня же детство прошло на Оке. Мой дед был священником в городе Алексине, и меня туда вывозили, как только выпадал снег. По Оке раньше шлепали по воде колесные пароходы. Издалека были слышны эти пароходные гудки, и мне казалось, что они очень подходят для создания звуковой атмосферы того времени".

***
Имя Лескова сегодня упоминается еще и в "Независимой газете", правда, уже в связи с нанотехнологиями. Лесковский Левша, подковывая блоху, еще тогда не знал, что изготовляет "наногвозди". В статье "Нано или не нано" доктор технических наук Ростислав Андриевский живым и образным языком ставит точки над "i" в самом перспективном направлении науки. Оказывается, даже археологические раскопки свидетельствуют о наличии рукотворных нанообъектов еще в античном мире. Например: "Так называемые "китайские чернила" (раствор сажи в воде с добавками) оявились в Древнем Египте более четырех тысяч лет назад, а возраст биологических нанообъектов может исчисляться с момента возникновения жизни на Земле. Научные исследования нанообъектов начинаются в XIX веке, когда Фарадей получает и исследует свойства коллоидных растворов высокодисперсного золота".