11.07.2007 | 19:31

Идущие и уходящие – возрождение традиций

Буддистская ритуальная музыка Японии и действо, отсылающее к искусству Древней Греции. Докопаться до корней и предъявить зрителю то, из чего возник театр – именно это Тадаши Судзуки успешно представляет в каждой своей постановке. Прославленный японский режиссер – один из тех деятелей мирового театра, которые в Москве чувствуют себя как дома. Его спектакли – неотъемлемая часть каждого Чеховского фестиваля. Нынешний спектакль даже искушенные театралы назвали "неожиданным". Рассказывают "Новости культуры".

Тадаши Судзуки однажды рассказывал, что в Японии не всегда понимают его спектакли. Зато в России Судзуки самый известный и любимый японский режиссер. Несколько лет назад он поставил "Короля Лира" в МХТ, сейчас собирается работать в Театре на Таганке. Кстати, именно на Таганке прошли первые гастроли Судзуки в России. Тогда он привозил "Диониса" по "Вакханкам" Еврипида. "Бог вина Дионис" и сейчас в Москве. Это вторая часть спектакля Судзуки "Идущие и уходящие – возрождение традиций". "Я много раз привозил этот спектакль в Россию, но тогда Агаву играла американская актриса, сейчас японка. До этого мы всегда играли на двух языках – на английском и японском. Сейчас подчеркнута некая цельность речи. Это совершенная версия в японском понимании", – рассказывает режиссер.

По сцене режиссер передвигается без обуви, в специальных носках. Судзуки, чем-то явно недоволен, но как оказалось, его грозные реплики обращены не к актерам, а к осветителям. Тадаши Судзуки сам устанавливает свет на своих спектаклях. Свет играет в его постановках значительную роль, но главное в этом спектакле, по словам самого Судзуки, – это соединение Востока и Запада, традиций и современности. "Это моя интерпретация – человека, живущего в современном обществе. Это касается и костюмов. Вам может показаться, что это аутентичные одежды, но это не так. Хотя, конечно, многое взято из традиционного японского костюма, и цветовая гамма тоже вполне традиционная для Японии", – замечает Тадаши Судзуки.

Первая часть его спектакля называется "Гятэйгятэй". На сцене в исполнении настоящих буддистских монахов звучит ритуальная музыка древней Японии и буддистские сутры. Как говорит Судзуки, этой музыке около тысячи лет, но при этом современные аранжировки сделала известная перкуссионистка Мидори Такада. Она также участвует в спектакле. Актеры в постановках Судзуки, кажется, могут часами сидеть неподвижно, замирая в одной позе. Даже когда режиссер делает замечание, они не меняют положение тела. Это один из характерных признаков его собственной театральной школы, где главное – концентрация.

Все материалы о Чеховском фестивале>>>