12.07.2007 | 15:37

"Вечная музыка" в Римско-католическом кафедральном соборе

"Вечная музыка" звучала в Римско-католическом кафедральном соборе в Москве. Голландец Тон ван ден Берг для своего выступления в России подготовил поистине интернациональную программу. Он исполнил известные органные сочинения Баха, а также редко исполняемые в России произведения бельгийского композитора Флора Петерса. Прозвучали и сочинения ливанца Наджи Хакима. Рассказывают "Новости культуры".

Еще до начала концерта было ясно, что слушателей ждет вечер контрастов. Органисты всего мира единодушны: самое сложное в их творчестве – интерпретация музыки Баха, которая и легла в основу этого выступления. Кажется, что из ста пятидесяти созданных Бахом органных сочинений, ван ден Берг выбрал самые разноплановые. Трагичную Прелюдию и Фугу си минор сменил сдержанный "Хорал", чтобы затем уступить место величественной Прелюдии и Фуге ми бемоль мажор. Органист шутит: пошел на поводу у слушателя. "Я знаю, что в России хорошо знают и любят Баха. Поэтому очень ответственно играть здесь эту музыку", – замечает Тон ван ден Берг.

Не менее ответственная задача – представлять редко исполняемую музыку. Например, сочинение бельгийца Флора Петерса. Правда, это тоже уже классика – он творил в середине ХХ века. Произведения Наджи Хакима для россиян – настоящая экзотика. Выходец из Бейрута, сегодня он один из наиболее активных продолжателей французской органной традиции. Вчера звучала его "Грегориана".

Тон ван ден Берг и не помнит, когда увлекся музыкой – так давно это было, но все еще разрывается между органом и клавесином – двумя любимыми инструментами. Зато, объехав пол мира, определился со слушателем: самый эмоциональный и искренний, а потому и любимый – в России.