12.07.2007 | 16:22

Алена Карась о спектаклях Робера Лепажа

В студии "Новостей культуры" о спектаклях Робера Лепажа рассказывает театральный критик Алена Карась.

- Каждый спектакль Лепажа – это очень личное высказывание. Что общего он нашел с фигурой Датского сказочника?
- Вы знаете, мне кажется, что Андерсен для него – это персонаж, с помощью которого он рассказывает о своих собственных фобиях, страхах, болезнях. Ведь он был очень болезненным ребенком, в результате болезни он просто облысел. Он совершенно не был похож на нормального мальчика, и из-за этого плохо себя чувствовал, у него были страшные детские депрессии. Театр стал для него способом спастись от этих депрессий, способом "самотерапии. Мне кажется, что через Андерсена он понимает, что такое творчество и одиночество, тоска и счастье. Собственно, это главное. К тому же у него есть еще одна точка соприкосновения с Андерсеном: так же, как и он, Лепаж считает себя провинциалом. Так как Андерсен жил в довольно провинциальной Дании, он должен был поехать в Париж, чтобы там прославиться на весь мир. Точно также и Лепаж должен был выехать из своего провинциального Квебека и стать всемирно известным, в Париже в том числе, режиссером.

- Верно ли, что гастроли в России имеют для Лепажа особенное значение?
- Да, мне кажется, он что-то связывает с этим, почти мистическое, потому что спектакль "Обратная сторона Луны", который сочинялся про Россию, русский космос, освоение космоса русскими, в конце концов, завершил свой путь именно в Москве. Он больше не будет играть этот спектакль, он возобновил его специально для Москвы после пятилетнего перерыва и прощается с этим спектаклем здесь, в Москве. Он говорит: "Никогда я не мог прочитать такие тайные смыслы и ту обратную сторону текста, которая открылась для меня здесь, благодаря русской публике".

- Парадокс: у всемирно известного Лепажа в родной Канаде нет собственного театра. Как Вы думаете, почему?
- Я думаю, прежде всего, потому что так устроена канадская культурная, политическая и экономическая жизнь. Там просто не особенно предусмотрено выделение денег на эти нужды. Все-таки провинция и есть провинция. Но Лепаж ухитрился заставить свое государство финансировать свои проекты, и он теперь самая знаменитая, может быть, самая знаковая фигура Канады. Канада страшно им гордится, и, наверное, нет в области искусства человека, более знаменитого, чем Лепаж. Просто он делает свои спектакли и благодаря международным фестивалям показывает их по всему миру.

Все материалы о Чеховском фестивале>>>