13.07.2007 | 15:00

К 80-летию Бориса Свешникова

Романтик, символист, мастер изысканной исторической стилизации. К 80-летию со дня рождения художника-нонконформиста Бориса Свешникова в галерее "Новый Эрмитаж" открылась его персональная выставка. Для экспозиции картины предоставили тринадцать частных коллекций. Большинство работ столичный зритель увидит впервые. Рассказывают "Новости культуры".

Он называл себя анахоретом – отшельником. Он был художником трагического мироощущения и трагической судьбы. Борис Свешников не раз повторял: "Жизнь человека напоминает путь пешехода, который идет по неизвестной местности". Однажды мастер отправился в соседнюю лавку за керосином, а вернулся через восемь с половиной лет. Временной отрезок, ставший самым страшным этапом его жизни. Восемь с половиной лет, благодаря которым появилась его знаменитая "Лагерная сюита". Над рисунками в сталинских лагерях он трудился ночами, они помогали ему выжить. "Лагерь его не сломал. Он, понимаете, перевел, как поезд на другие рельсы, человек ушел в другую жизнь, в другое состояние", – замечает художник Владимир Немухин.

Чем больше художник размышлял о жизни и смерти, тем сильнее чувствовал обреченность своего существования. Спасение он искал в мире фантазий и снов. Их воплощал в живописи, графике, книжных иллюстрациях. "Его работы 70-х годов – это самое ценное и самое цельное. Когда его раздвоение еще не касалось стилистики, не касалось того отрицательного отношения к жизни, которое потом у него появилось", – рассказывает коллекционер Валерий Дудаков. "Хотя есть вещи пуантилистские такие, но даже его пуантилизм – это все символизм, это все образы, это какие-то извивы души, которые даже трудно облечь в слова. Это все на уровне чувств", – считает искусствовед Софья Черняк.

Чувства и эмоции, вызванные успехом собственных вернисажей художник так и не испытал. При жизни у него не было ни одной персональной выставки.