15.07.2007 | 13:27

"Класс-концерт" Асафа Мессерера вновь в Большом

В субботу в Большом театре состоялась премьера, последняя в этом сезоне. "Класс-концерт" Асафа Мессерера спустя полвека вновь оказался в репертуарной афише главного театра страны. Новую версию балета представляет Михаил Мессерер. В свое время он сам танцевал в спектаклях своего знаменитого дяди, а потом восстанавливал "Класс-концерт" для ведущих балетных трупп мира. Премьера в Большом театре только состоялась, а спектакль уже значится в афише летних гастролей в "Ковент-Гарден". Рассказывают "Новости культуры".

Увидеть балетную кухню Большого театра практически невозможно, однако среди изысканных деликатесов "Класс-концерт" Асафа Мессерера – блюдо не для гурманов. Это, скорее, базовые ингредиенты сложносочиненных рецептов классического балета. "Эта часть жизни сокрыта от публики. Тем не менее, каждый день начинается с балетного урока", – замечает художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский. Впрочем, танцовщикам ничего нового делать не приходится. Даже традиционный утренний урок у станка, кажется, тяжелее. "Все движения, которые делаем в зале, не используем. Не такая нагрузка", – замечает солистка балета Большого театра Светлана Захарова.

В "Класс-концерте" Светлана Захарова исполняет дуэт, вариацию и фуэте. В сравнении с трехактным балетом это, как легкая прогулка, но и в этом коротком эпизоде надо блеснуть. Михаил Мессерер традициям своего знаменитого дяди не изменяет и подает звезд Большого как эксклюзивное блюдо. "Я сделал ряд версий на Западе в несколько укороченным варианте, но там нет таких звезд как у нас в Большом",– убежден Михаил Мессерер.

Асаф Мессерер вел класс в Большом сорок лет. Выпустил учебник "Уроки классического танца". Он "растанцевывал" и заставлял порхать по сцене даже самых тяжелых танцовщиков. Три главных заповеди Мессерера: артистизм, выразительность, танцевальность. "Мужчины здесь показывают базовые прыжки, трюки, круги, технику", – говорит солист Большого театра Иван Васильев.

В костюмах вместо черного и красного цветов, как это было в шестидесятые, присутствуют радикальные белый, синий, зеленый. Черному заднику и синему баланчинскому фону, художник спектакля Игорь Чапурин предпочел тотально коричневый. Это почти балетный класс. В первых постановках Асаф Мессерер сам выходил на сцену в роли педагога-репетитора, но потом отказался от этой идеи, отдав класс только артистам.