15.07.2007 | 13:50

Женщина-архитектор Заха Хадид

170-метровая стеклянная башня в Милане, небоскреб в Монпелье и "танцующие башни" в Дубае – все это творения Захи Хадид. Вряд ли теперь можно утверждать, что среди женщин нет великих зодчих. Заха Хадид считает себя приверженцем русского конструктивизма. Она желанный гость в России, и даже главную архитектурную награду мира – престижную Притцкеровскую премию получала в Петербурге в 2004 году. Сегодня с ее проектами можно познакомится в Лондоне, на выставке в Музее дизайна. Рассказывают "Новости культуры".

Ее необычные, не похожие ни на что здания можно найти по всему миру: в Китае, на Ближнем Востоке, в Японии, в Америке и в скором времени в России. За последние тридцать лет ее проекты поменяли представление о том, что такое архитектура. Заха Хадид родилась в Багдаде, окончила факультет математики в Бейруте и в 1972 году переехала в Лондон, чтобы изучать архитектуру. "Я всегда хотела заниматься архитектурой. С одиннадцати лет меня тянуло к ней, не знаю почему. Я думаю, в архитектуре много слоев. Это очень сложная, но очень захватывающая профессия", – считает Заха Хадид.

Стажировка в столице Великобритании и окружение Захи сформировали специфический взгляд на современную архитектуру. Она провозглашала идею использовать пространство в своих домах. "Начало 70-х в Лондоне – очень интересный период. Меня окружали люди, которые верили в прогресс, новизну, они ставили под сомнение устоявшиеся мнения. Прекрасные художники, дизайнеры были моими учителями. Все идеи, лежащие в основе моего творчества, выросли из моих наблюдений за столицей", – признается Заха Хадид.

В своих работах она делает упор на гибкость линий, стараясь учитывать то, как ее здания будут вписываться в пространство. Заботясь об эстетической стороне, Заха не забывает и о том, чтобы дома были функциональны. "Мы хотели найти новые геометрии, чтобы противопоставить что-то старой архитектуре европейских городов. Новые идеи, слои, и в итоге вместо привычных прямоугольных строений получаются переплетающиеся плавные линии", – поясняет архитектор.

На выставке иракского архитектора в Лондонском музее дизайна представлены и проекты, которые еще не были реализованы. Один из них – гигантский жилой мост через Темзу. Он будет совмещать в себе жилье, рабочие места и зону отдыха. Проект Дом оперы в Кардифе должен был стать лебединой песней Захи Хадид, но из-за политических соображений ее проект не выиграл конкурс, и его пришлось задвинуть на полку. Однако Заха Хадид переписала книгу архитектурных правил, и теперь ее работы вдохновляют многих современным зодчих.