16.07.2007 | 15:15

Екатерина Васенина о Фестивале невербального театра "Личное дело"

О Фестивале невербального театра "Личное дело" в студии "Новостей культуры" рассказывает театральный критик Екатерина Васенина.

- Как Вы считаете, почему организаторы исключили из названия слово "танец" и предпочли определение "Фестиваль невербального театра"?
- Я думаю, это связано с тем, что так можно было расширить формат фестиваля и включить туда не только спектакли современного танца, которые, на самом деле, москвичи уже видели довольно много, но и включить туда еще и разного рода перформансы. Это могут быть просто "стояния", медитации, "лежания", наблюдения разных настроений, температур человека, которые тоже можно назвать "невербальным театром" - в силу того, что на сцене не используется слово.

- Современный танец по сути своей чрезвычайно демократичен. Его многие называют "эстетским" и даже "зрелищем для продвинутых". Получается, что классический балет многим куда понятнее. Как Вам кажется, нет ли здесь некоего парадокса?
- Я думаю, что здесь нет парадокса просто потому, что, на самом деле, балет не то что бы понятнее, он нам привычнее, потому что существует больше трехсот лет, а современный танец, или модерн, как еще его называют, существует чуть больше ста лет. "Насмотренность" особенно российского зрителя в этой области гораздо меньше, потому что в советскую эпоху современного танца в СССР не было. Вот и все. На самом деле, если начинать смотреть современный танец, а не балет, то становится ясно, что этот жанр гораздо понятнее, чем балет, и очень многие молодые зрители так поступают: начинают смотреть современный танец и до балета уже не всегда доходят. В этом есть как плюсы, так и минусы.

- А как сейчас обстоят дела с современным танцем в России, ведь это одно из наиболее динамично развивающихся направлений в мире?
- В мире, на самом деле, можно сказать, сейчас есть какой-то кризис современного танца, его перепроизводство, потому что его слишком много на Западе. В России, наоборот, все только начинается, и очень многие европейцы приезжают в Россию и здесь предпочитают выступать как гастролеры, и как педагоги учить, преподавать. Именно потому, что здесь можно много чего сделать.

- Большинство постановок, представленных на фестивале – это моноспектакли. Чем это можно объяснить?
- Это можно объяснить тем, что очень многие танцевальные коллективы существуют на основе энтузиазма, и они зарабатывают только выступлениями на фестивалях – в общем, это проектная система существования. Очень трудно содержать большую труппу, если артисты не получают зарплату, а получают только гонорары за выступления в рамках фестивалей.

Читайте также:
Фестиваль невербального театра "Личное дело"