17.07.2007 | 13:01

"Давид-Аполлон" Микеланджело в Эрмитаже

В Новый Эрмитаж прибыл "каменный гость". Красавец "Давид-Аполлон" работы Микеланджело совершил путешествие из Флоренции в Петербург, чтобы предстать перед посетителями уникальной выставки, которая сегодня откроется на невских берегах. Рядом с эталоном мужской красоты разместится "Скорчившийся мальчик" – еще одна работа великого мастера из коллекции Эрмитажа. Дополнят этот необычный дуэт фотографии итальянского художника Аурелио Амендолы. Рассказазывают "Новости культуры".

Если "Скорчившийся мальчик" из собрания Эрмитажа просто переехал на выставку из другого зала, то статуя "Давида-Аполлона" всего лишь второй раз покинула Национальный музей Барджелло. Полумрак, голые стены и две статуи работы Микеланджело. За день до открытия в зале были выставлены только главные экспонаты. Одна из скульптур бережно завернута в пленку. Реставраторы восстанавливали пьедестал. Уникальность выставки в двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа сложно переоценить. Эти скульптуры если и выставлялись вместе, то не позднее XVI века.

Двойное название скульптуры "Давид-Аполлон" связано с историей создания статуи. До сих пор неясно, кого же изобразил скульптор. Итальянский архитектор Джорждо Вазари был уверен, что Апполона. Но в инвентаре Дворца Синьории во Флоренции статуя значилась как "Давид". "Скорчившийся мальчик" – типичный пример позднего творчества Микеланджело. Юный атлет как бы придавлен к земле. Одна из версий: это прямая ассоциация с Флорентийской республикой, завоеванной войсками императора и папы. "Эти две статуи созданы, как я считаю, примерно в одно и то же время – в 1530-е годы. Это непосредственное их сопоставление, которое мы сейчас проводим, имеет не только интерес к шедеврам скульптуры, но и научный интерес", – замечает заведующий отделом истории западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа Сергей Андросов.

В тяжелых ящиках находятся десятки художественных фотографий. На них отображены почти все скульптуры Микеланджело. Фотограф Аурелио Амендола – специалист по художественной съемке произведений архитектуры и пластики. Он находит неожиданные ракурсы и смело играет светом и тенью. При этом самое важное для него не исказить, а наиболее полно раскрыть замысел великого соотечественника. "Микеланджело – самый великий скульптор, и это большая честь для меня сделать фотографии всех его скульптур. Я старался найти особый подход к каждой статуе, чтобы выразить ее основные особенности, будь то Аврора или Давид с такой подчеркнутой мужественностью", – поясняет Аурелио Амендола.

Позади, как признаются сотрудники Эрмитажа, сложнейшие переговоры с итальянским музеем. Однако теперь обе статуи стоят в Петербурге. Выставка продлится до 23 сентября, а состоится ли ответный визит и смогут ли сравнить две работы великого мастера в Италии, пока неизвестно, но этому, говорят в музее, ничто не мешает.