18.07.2007 | 12:15

"Рабочий и колхозница" все еще в реставрации

Знаменитая скульптура "Рабочий и колхозница" могла бы стать таким же символом нашей страны, как статуя Свободы в Америке, но этого не случилось. Долгие годы творение Веры Мухиной украшало ВДНХ, а теперь ждет реставрации в одном из НИИ. Впервые монумент увидели в 1937 году на Всемирной выставке в Париже. О том, как железная пара встречает свой 70-летний юбилей, рассказывают "Новости культуры".

Самую известную пару страны Советов, ее символ и миф, творение скульптора Веры Мухиной всего четыре года назад можно было увидеть на ВДНХ. В октябре 2003 года "Рабочий и колхозница" исчезли с небольшого десятиметрового постамента – их забрали на реставрацию и планировали вернуть в 2007 году, но пока нельзя сказать точно, когда можно будет увидеть восстановленную скульптуру.

Похоже, у памятника на роду было написано: "тяжелая судьба". Скульптуру мистическим образом сопровождают неприятности. Вере Мухиной местоположение скульптуры на десятиметровом постаменте – "пеньке", как она его называла, – никогда не нравилось. Совсем другое впечатление создавалось, когда в Париже, на знаменитой выставке 1937 года, две фигуры были подняты на высоту 35 метров. Это была высота павильона Страны советов. У их ног был весь Париж. Советский павильон тогда стал самым эффектным. Даже основательный немецкий павильон, который располагался напротив, был на четыре метра ниже.

Теперь сорок с лишним элементов скульптуры находятся в ЦНИИ Строительных конструкций. Каркас сейчас в процессе замены, а довоенную авиационную сталь чистят особым составом. "Мы определили, что авторская версия является основополагающей при производстве всех видов реставрационных работ. Это значит, произведение Мухиной должно быть таким, какое оно есть, за исключением ряда листов", – поясняет руководитель производственно-творческих мастерских по реставрации скульптуры "Рабочий и колхозница" Вадим Церковников.

Пока в реставрационно-творческих мастерских могут показать только проекты реставрации и пожаловаться на проблемы. Главная из них заключается в том, что восстановление скульптуры и постройку павильона финансируют разные заказчики. За павильон – архитектурную основу для скульптуры – и будущий музей "Мосфильма" должны были отвечать владельцы многоярусной автомобильной стоянки, которая расположится под землей. За возвращение облика паре, идущей в будущее в едином порыве, отвечает "Моспроект 4".

Вера Мухина создавала свое масштабное детище одиннадцать месяцев. Она была не только прекрасным скульптором, но и сильной личностью. Реставрация на сегодняшний день продолжается уже пять лет. Возможно, за это время сильно изменились люди.