18.07.2007 | 17:17

Лев Аннинский о поэтических вечерах в Политехническом музее

О поэтических вечерах в Политехническом музее в студии "Новостей культуры" рассказывает литературный критик Лев Аннинский.

- Объясните, пожалуйста, почему Политехнический музей стал ареной поэтических баталий?
- Никакой поэзии там не предполагалось. Этот музей был организован любителями естествознания, антропологии и этнографии, а поэзия туда ворвалась по стечению исторических обстоятельств уже позднее.
- Каким образом?
- Очень интересным образом: в 1917 году сменилась власть в Петербурге, и петербургское советское правительство поехало в Москву. В марте Владимир Ильич Ленин произнес первую речь в Москве как председатель Совета народных комиссаров. Где произнес? В Большом зале Политехнического музея. Таким образом, политическая история влезла в естествознание, но за месяц до этого, в феврале 1918 года туда влезла поэзия, да так, что она с тех пор она оттуда и не уходила. Это были знаменитые мероприятия по выбору Короля поэтов. Участвовали Бальмонт, Маяковский, Северянин. Современные читатели скажут: конечно, Маяковский был выбран. Нет, выбран был Северянин. Маяковский занял второе место, был удручен этим обстоятельством, но не подал виду. После этих выборов он сказал публике: "Сейчас короли не в моде!", а Северянину, с которым он был в прекрасных отношениях, сказал: "Игорь, я их одернул, тебя не хотел обидеть". С тех пор Большой зал Политехнического музея стал связываться именно с поэтическими баталиями.

- В более поздние годы Вам, разумеется, доводилось присутствовать на поэтических вечерах. Какова была их атмосфера в 60-е – 70-е?
- В 1962 году, когда Марлен Мартынович Хуциев делал свой фильм "Застава Ильича", впоследствии положенный на полку, он понял, что можно в центре этого фильма дать какой-то документально неподдельный эпизод. Он пошел в Политехнический музей и снял пятерку великих впоследствии, блистательных поэтов той поры. Там был Окуджава – первое яркое публичное выступление, Евтушенко, Ахмадулина, Рождественский, Вознесенский. Вся эта пятерка впоследствии стала эмблемой. Она впервые там была заснята на пленку, и хотя фильм пролежал несколько лет на полке, когда он все-таки вышел, этот эпизод стал разорвавшейся бомбой для той публики 1962 года, когда поэзия была всем для людей.

- Вечера поэзии проходят и сегодня, но сейчас они утратили то общественное значение, которое они имели раньше. Как Вы считаете, почему?
- Поэзия была главным жанром, и поэтому там собирался народ, который пытался получить ответы на вопросы. Это сейчас можно задать вопросы и получить ответы где угодно: свободная печать, полно площадок, где можно читать стихи, а будут ли тебя слушать, еще неизвестно. Поэтому авторские поэтические вечера, которые, несомненно, проходят в Политехническом музее, потеряли значение общекультурного события, общеполитического и общественного. Они стали событием узко литературным, хотя иногда очень интересным. Я думаю, что вечера, которые проводит ежегодно Евтушенко, - это подтверждение репутации этого зала, этого музея. Я на двух или на трех из них был. Евтушенко проводит такие вечера в свой день рождения, каждый раз в июле, на макушке лета, и каждый раз это бывает по-новому. Но это уже его особенность: он человек, невероятно свежий, остро чувствующий. Вместе с тем они проходят традиционно, что очень радует всех, кто там присутствует.

Читайте также:
Непременное 18 июля Евгения Евтушенко