23.07.2007 | 11:04

Американское искусство – от колониальных времен до наших дней

Сегодня в столице открывается самая масштабная выставка американского искусства, когда-либо проходившая в России. Сто полотен представляют историческую панораму творчества ведущих американских художников – от колониальных времен до наших дней. О подготовке выставки в Государственном музее изобразительных искусств рассказывают "Новости культуры".

Колебания температуры и влажности воздуха для картин губительны, поэтому полотна американских живописцев в Россию привезли в специально оборудованных деревянных ящиках. Распаковывать стали только спустя сутки. Именно столько времени необходимо для акклиматизации произведений. Особое беспокойство у американских реставраторов вызывает портрет Джорджа Вашингтона, написанный в XVIII веке Чарльзом Пилом. "Воздух в России суше, чем тот, к которому привыкли наши картины. Поэтому эту работу с обратной стороны мы закрыли воздухонепроницаемым материалом. Так что, думаю, теперь колебания влажности Джорджу Вашингтону не страшны", – говорит реставратор Хэрриет Ирганг.

Эта выставка может послужить прекрасным пособием по истории североамериканского искусства. Ранние портреты, пейзажная живопись, американский авангард, поп-арт и работы художников абстрактного экспрессионизма. Полотна размещены в строго хронологическом порядке – от колониального периода до наших дней. Последние работы датированы прошлым годом. "Мы отбирали картины так, чтобы представить свою собственную концепцию американского искусства. Здесь не только, собственно, искусство, здесь представлена культурная, социальная и политическая жизнь страны. Мы хотим продемонстрировать американский характер, американскую нацию в ее развитии", – поясняет куратор выставки Нэнси Моул Мэтьюс.

Лейтмотивом выставки проходит тема национального самосознания, стремление к независимости. Одна из знаковых работ – статуя Свободы. "Как вы знаете, статуя Свободы была подарена Францией американскому народу. Расширились связи между Америкой и Францией, для художников это стало воротами в мир европейского искусства", – замечает куратор Нэнси Моул Мэтьюс.

В американской ретроспективе собраны все направления – от возрождения традиций старых мастеров до откровенных арт-провокаций. Причем, речь идет не только художественных стилях и течениях, но и о способе экспонирования картин. Например, многие полотна большого формата крепят всего в нескольких сантиметрах от пола. Это позволяет испытать полный спектр эмоций: от восхищения до шока.

Читайте также:
Искусство Нового Света