23.07.2007 | 19:30

Новый свет. Три столетия американского искусства

Необычный мотопробег финишировал сегодня перед зданием Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Впрочем, в диковинку это было только для россиян, а в Америке подобным образом выставки открывают довольно часто. Новый свет представляет в Москве три столетия американского искусства. В экспозиции – сто полотен из музеев и частных собраний США. Один из устроителей выставки – Фонд Гуггенхайма. Его директор возглавил мотопробег, который публика встретила овацией. Оказалось, что на мотоцикл собиралась сесть и директор Музея изобразительных искусств Ирина Антонова, и это ей удалось. Рассказывают "Новости культуры".

После пресс-конференции Ирине Александровне Антоновой удалось прокатиться на мотоцикле вместе с Джереми Айренсом. Пусть не по дорогам России, а по дворику Музея изобразительных искусств имени Пушкина, но такой акции здесь еще не было. Присутствие голливудских звезд – Денниса Хоппера и Джереми Айренса – на открытие выставки тоже стало событием. Тем не менее, главное, ради чего все собрались, – это знакомство с историей американского искусства. "Эту выставку надо рассматривать не как полный портрет американской живописи, искусства, в целом, а как всего лишь некое вступление и введение. Может быть, более полно представлено искусство XVIII – XIX веков", – замечает директор Фонда Соломона Гуггенхайма Томас Кренс.

Американское искусство – это его мифы и мечты. За три столетия не раз происходила переоценка ценностей, живопись переживала взлеты и падения. На выставке представлены практически все течения и жанры. Развитие американского искусства началось с портрета. Сначала это были строгие, пуританские портреты, затем появились портреты парадные, демонстрирующие роскошь и благополучие. В это время художники изображали повседневную жизнь простых американцев. До начала двадцатого века американские мастера работали в русле европейских течений. Лишь с появлением новых технологий, достижений в области фотографии и появлении кино, они начинают по своему интерпретировать американскую действительность.

Их перестают интересовать световые эффекты импрессионизма. Живописцы стремятся передать динамику бурной жизни большого города. Они объединяются в группу под названием "Школа мусорных ведер" и создают свой стиль. Художники используют яркие краски, приемы кубизма, ищут новые формы в архитектуре. Тем не менее, мировая известность приходит к американским мастерам лишь в шестидесятые годы ХХ века. Джексон Поллок создает абстрактные картины, стихийно разбрызгивая краску по полотну, а Марк Ротко, наоборот, с помощью различных цветов пытается организовать пространство. Чуть позже Энди Уорхол придумает поп-арт. "В центре внимания оказываются бытовые предметы, и это стало началом поп-арта. Уорхол умел создавать искусство, используя громкие имена, и это было важнейшим элементом для художника", – поясняет куратор выставки Сьюзан Дэвидсон.

Современное американское искусство представляет все разнообразие существующих стилей. Впрочем, появляются и новые направления – мультикультурализм и глобализация. Поиски продолжаются и сегодня.

Куратор собрания Фонда американского искусства "Терра" Элизабет Кеннеди сказала, что этой выставкой они не чествуют Америку, а, наоборот, критически к ней настроены: "Нам важно дать возможность российским зрителям увидеть, что мы не пытаемся приукрасить действительность. Вместе с тем, критический взгляд соседствует с прекрасным, с тем, что можно уверенно назвать настоящим искусством".
Читайте также:
Американское искусство – от колониальных времен до наших дней

Искусство Нового Света