24.07.2007 | 11:08

Эпистолярный диалог длиной в тринадцать лет

Готовится к выходу уникальное издание – полная переписка Петра Чайковского и Надежды фон Мекк, эпистолярный диалог длиной в тринадцать лет. Впервые эти письма были опубликованы в 30-х годах прошлого века, но со значительными купюрами. Новое издание в четырех томах восстанавливает подлинные тексты. Сейчас письма хранятся в Доме-музее композитора в Клину. Рассказывают "Новости культуры".

Первое письмо Надежды Филаретовны Чайковский получил в декабре 1876 года. Несмотря на болезнь суставов, фон Мекк писала почти каллиграфически, и бумага у нее всегда была отменная. На ней обязательно был либо герб, либо монограмма. Чайковский отвечал на бумаге похуже. На ней стояли только инициалы. Композитор тогда был стеснен в средствах. В самых первых письмах фон Мекк проявила столь искренний интерес к творчеству Чайковского и такое глубокое понимание его музыки, что он находил удовольствие в том, чтобы рассказывать ей о своих сочинениях. Именно в письме к фон Мекк Чайковский раскрывает программу Четвертой симфонии, над которой он тогда работал и которую впоследствии посвятил ей. "Понятно, почему Чайковского так привлекла эта богатая женщина, духовно богатая натура. Его переписка – диалог с идеальным слушателем, современником на фоне исторической и культурной жизни XIX века", – рассказывает научный редактор издания Полина Вайдман.

Собственно, письма Чайковского и фон Мекк в первом томе занимают немного места. Основное внимание уделено самому семейству фон Мекк, которому Петр Ильич был многим обязан и которое оставило заметный след в истории России. "Строительство Казанского вокзала. Фон Мекк были владельцами этого участка железной дороги. Были приглашены лучшие архитекторы. Великая княгиня пригласила Николая Карловича управлять делами Марфо-Мариинской обители. С этой семьей были связаны многие великие русские художники. Массу картин заказывали Мекки Нестерову", – продолжает Полина Вайдман.

К моменту знакомства с Надеждой Филаретовной Чайковский находился в тяжелом душевном состоянии, близком к отчаянию. "Благодаря материальной помощи Надежды Филаретовны он уехал в Италию. И все это связано с тем, что он возродился к жизни, творчеству. И стал тем Чайковским, которого мы знаем, начиная с Четвертой симфонии, "Евгения Онегина"", – говорит Полина Вайдман. В фотоальбоме альбоме – впечатления композитора от поездки в Италию. Есть там и сам Петр Ильич с братом Модестом, его воспитанником Колей Конради и слугой Алешей. Чайковский вклеивал в альбом и более поздние фотографии. Он любил его перелистывать и однажды написал "Чудесные воспоминания". В альбомах, подаренных Надеждой Филаретовной Петру Ильичу, фотографии имений Браилово и Плещеево, принадлежавших семье фон Мекк, где не раз гостил композитор и где были написаны некоторые его сочинения. Полностью альбомы будут опубликованы в следующих томах переписки Чайковского и фон Мекк.