24.07.2007 | 19:35

Девять кругов Хармса

Выбрать рассказы Даниила Хармса для полнометражного кино-дебюта – на это решилась Наталья Митрошина, и о своем выборе она не жалеет, даже несмотря на то, что судьба ее ленты "Падение в небеса" оказалась весьма непростой. Картина была закончена еще в конце 90-х, а первые зрители появились у нее только сейчас. Комедия абсурда, в основе которой лежат литературные миниатюры и дневниковые записи Даниила Хармса, выходит в российский прокат. Рассказывают "Новости культуры".

Язык артхауса удивительно органичен языку Даниила Хармса. Это чувствовалось давно, но то, насколько этот альянс может быть совершенным, стало понятно только сейчас. Давняя идея двух приятельниц, студенток ВГИКа Натальи Митрошиной и Ольги Завазальской, – снять кино по Хармсу, но не иллюстрировать его. Сценарий писали вместе, а когда не стало Завазальской – она погибла с группой Бодрова-младшего – Митрошина стала работать самостоятельно.

На очень тонком ассоциативном уровне она сплела удивительно связный рассказ, собрав в нем прозу, поэзию, автобиографические заметки писателя, агитационную советскую хронику и музыку Леонида Десятникова. Девять дней подмастерья-электрика, как "девять кругов Хармса", населенных персонажами писателя – жителями коммуналок. В комнатах пьют водку и балуются, в коридоре спит неприкаянный Мышин, из окна методично вылетает старуха, и во всем этом незримо присутствует сам автор. Он то любуется своими героями, то морщится и отводит взгляд.