25.07.2007 | 11:33

"Мистерия маленького Эйолфа" в Театре.Doc

Дух мистерии ненадолго возродился в столичном "Театре.Doc". Ненадолго, потому что действия всех пяти картин пьесы Генрика Ибсена "Маленький Эйолф" укладываются всего в тридцать минут. За полчаса суть происходящего доносят до публики три актера. Из них профессионалом является только Александр Рубцов. Ненадолго еще и потому, что этот спектакль задуман как передвижной. Рассказывают "Новости культуры".

Эту позднюю пьесу Ибсена ставят редко. Отчасти поэтому Евгений Никоноров обратил на нее внимание. Другая причина заключается в обилии символов. Немногие знают, что драматург неплохо рисовал, и Евгений Никоноров хотел создать именно театр художника. "Сюжет опускаем, мы выявляем смыслы и пытаемся их выразить через предметный мир, фактуру", – поясняет художник и режиссер Евгений Никоноров.

Супруги давно не любят друг друга. Сын-инвалид их раздражает, мешает начать жизнь заново. Странная старуха-крысолов уводит его на реку, и мальчик погибает. Невероятно, но эта пьеса одна из немногих, в которой Ибсен пишет светлый финал. Супруги находят утешение в любви к бездомным детям. "Нужно полюбить то, что ненавидел. Маленьких детей – они не замечали. Теперь они могут стать счастливыми, полюбив зло в другом", – говорит литературовед, актриса Татьяна Михайлова.

Текст в спектакле сведен к необходимому минимуму. Главное – подтекст и внимание зрителя-созерцателя. Каждый цвет, цветок, знак символичны и неоднозначны. Старуха-крысолов – смерть и начало; у крыс один глаз красный, другой зеленый (это противоположные, взаимоисключающие цвета); гранат – это смерть и возрождение из 365 зерен. Так видит пьесу Ибсена художник. "Это не пьеса, не готовый спектакль. Это опыт для художника, литератора, актеров", – утверждает заместитель директора Театрального музея имени Бахрушина, актер Александр Рубцов. Получился отчасти театральный, отчасти медитативный опыт, но в любом случае, он получился очень красивым.