25.07.2007 | 14:46

Музыка средневековья между христианством и исламом

В рамках фестиваля "Корни и крона" провел концерт-лекцию музыкант и музыковед Рене Клеменчич. Публика изучала "корни и крону" – так образно были названы истоки и расцвет барокко, – непосредственно соприкасаясь с духом, стилем и натуральным звучанием средневековой музыки. Материализацию эпохи осуществляли музыканты оркестра "Клеменчич Консорт". Рассказывают "Новости культуры".

Гемсхорн, поющее полено, морская труба, сантур, дульцимер – все это хорошо известные в средние века музыкальные инструменты, многие из которых были очень популярны. Историей этого музыкального вопроса более пятидесяти лет занимается Рене Клеменчич. Он не только освоил десятки диковинных инструментов, но и написал несколько серьезных исследований о старинной музыке. Путешествует по миру музыкант-исследователь с целым музыкальным арсеналом. "Все эти инструменты сделаны под старину, точные копии рекордеров, на которых играли по всей Европе, где- то с XII века по XV", – рассказывает Рене Клеменчич. Деревянные флейты действительно назывались "рекордерами".

Так уж случилось, что коллектив Рене Клеменчича многонациональный. Музыканты играют на инструментах, которые имеют несколько разных названий. ""Сатур", или "сантур" – восточное название. Этот похож, но это только внешне, на привычные нам гусли. Инструмент на самом деле, по сути, скорее, родственник цимбалы, так хорошо знакомой украинцам и белоруссам. Европейцы же его называли дульцимер – "нежная музыка"", – рассказывает Рене Клеменчич.

"Мне удивительно, что люди с Ближнего Востока играют, сейчас на тех же инструментах, что были популярны в профессиональной среде музыкантов в средние века", – признается профессор Московской консерватории, заведующий кафедрой истории зарубежной музыки Михаил Сапонов. Иранец Эсмаил Вассеги привык удивлять публику, как и его коллега, бельгиец Рене Зоссо. В его руках оживает не менее таинственный для наших современников харди-гарди, чем-то похожий на шарманку. В средние века этот инструмент был необычайно популярен. На нем играли и короли, и слепые попрошайки. С одной стороны это клавишный инструмент, а с другой – смычковый. В роли смычка выступает крутящий диск. Сейчас этот инструмент используют даже современные музыканты, играющие в стиле фолк. Спустя почти восемь столетий колесная лира – еще одно название этого музыкального чуда – снова в моде.