25.07.2007 | 16:31

Андрей Ерофеев об актуальном искусстве

В студии "Новостей культуры" рассказывает заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, искусствовед Андрей Ерофеев.

- В Третьяковской галерее сейчас формируется коллекция современного искусства. По какому принципу она создается?
- Она уже во многом сформирована и показывается в нашем здании на Крымском валу. Она отражает культуру, которая сформировалась в послесталинское время – в хрущевскую оттепель. Пятьдесят она лет развивалась и, можно сказать, пройдя через многие этапы, подошла к своему концу, потому что изменился дух времени, изменились умонастроения. На прошлой неделе два важных события отмечают рубеж этой культуры. Одно очень горестное – уход Дмитрия Александровича Пригова – поэта-концептуалиста и выдающегося художника, что редко для нашей культуры. С другой стороны – отчетная персональная выставка Олега Кулика – радикала, автора перформансов, который эту героическую эпоху нонконформизма и сопротивления бюрократии и власти в себе воплотил.

- В советское время художниками двигало чувство протеста, а что сейчас ими движет?
- Вы знаете, сейчас это трудно сказать. Это только начинается. Мы находимся в момент разлома, когда появляется целый ряд новых, совершенно неожиданных персонажей: например, группа "Синий суп". Они более исповедальные, они говорят о себе, о человеке. Та эпоха была развернута на медиа, на государственную символику, на игру со стереотипами, а эта будет развернута, как мне кажется, во многом на судьбу отдельного человека.

- По вашему опыту, людей понимающих современное искусство становится больше, или это по-прежнему привилегия для посвященных?
- Значительно больше, и здесь огромную роль играет молодежь. Она очень заинтересована современным искусством.