26.07.2007 | 12:05

"Хрупкое" собрание Государственного исторического музея

Уникальная коллекция стеклянных и керамических изделий собрана в Государственном историческом музее. Там можно увидеть образцы даже из небольших мастерских Западной Европы. Всего это более тридцати пяти тысяч единиц хранения. Особая гордость музея – российское "хрупкое" собрание. Для непосвященных знакомство с этими экспонатами таит немало открытий, как, например, история знаменитой на весь мир гжели. Рассказывают "Новости культуры".

Белый фон и непременное обилие голубого и синего цветов – такое представление о гжели, бытующее в современном мире, привело бы в недоумение наших предков, живших в XVII или XVIII веках. Тогда гжель была совершенно другой. В Государственном историческом музее об этом знают почти все, ведь это единственное хранилище в стране, где русское прикладное искусство представлено в запасниках так масштабно. "У нас представлены практически все заводы, которые работали на территории России, начиная с XVII – XVIII веков", – замечает старший научный сотрудник отдела стекла и керамики Государственного исторического музея Елена Смирнова.

К тому периоду относятся и экспонаты созданные, прославившимися на весь мир, гжельскими мастерами. Однако это совсем другая гжель. "Это гжель XVIII века. Это майолика с полихромной росписью. Работы народных мастеров – один из наивысших подъемов народного искусства", – поясняет Елена Смирнова. Изделия из тонкого фаянса тогда были доступны лишь людям состоятельным. Каждая, даже самая маленькая вещица была именной. К примеру, двуглавый фаянсовый орел принадлежал, как гласит надпись, Тимофею Федоровичу – Его благородию Белоусову, писал мастер Иван Иванович Кокун. Несмотря на то, что в запасниках музея предметов из стекла и керамики очень много, в основной экспозиции невозможно разместить все, даже самое интересное и исключительное. Поэтому вот уже пятьдесят лет экскурсанты могут прийти прямо в святая святых – запасники.

Читайте также:
История одного кубка