26.07.2007 | 12:54

ЦДХ – зона любви

Выставка-ретроспектива известного современного художника Олега Кулика в Центральном доме художника породила много споров и противоречивых мнений. Она названа "Хроникой", но так и хочется добавить – "происшествий". Потому что большинство работ Кулика неизменно вызывали бурную общественную реакцию. Да и сам художник, описывая ранний период своего творчества, говорит, что он, "руководствуясь заветами Льва Толстого, просто выпрыгнул из культурного поезда, тем более, что поезд остановился и даже развалился". Незадолго до закрытия выставки Кулик решил провести мастер-класс и экскурсию по залам для всех желающих. Рассказывают "Новости культуры".

Еще до начала экскурсии Олег Кулик объявил, что по календарю ацтеков сегодня день вне времени, а значит, все можно. Впрочем, и в другие дни для художника запретов не существует. Он декларирует любовь ко всему живому и прозрачность своих намерений. Инсталляция с прозрачным быком открывала экспозицию. "В мифологии многих народов все начинается с быка. Мы тоже не исключение. Это такой знак плодородия. Знак грубый, живой, рождающий. Это намерение, не более", – поясняет Кулик.

Намерениям, не осуществленным проектам посвящена вся экспозиция Олега Кулика. "Семья будущего" – так называется одна из его незаконченных инсталляций. Художник между человеком и животным ставит знак равенства. Он сознательно провоцирует зрителей, вызывает на диалог. Мастер-класс превращается для него в импровизированный перформанс. "Я ищу свою роль, вибрацию. Я, опять же, не ожидал, как это будет проходить. Может, мастер-класс значит сидеть спокойно, а тут в темноте. Такое ощущение, что я в ад попал и меня мучают на суде, и я должен отбиться", – говорит Олег Кулик.

Впрочем, публика была настроена миролюбиво и спокойно реагировала на провокации художника. Он продемонстрировал еще один памятник несбывшихся иллюзий. Это стеклянная рама, внутри которой оказался сам автор. "Я оставил один памятник как памятник, как надгробие невозможности подлинного искреннего высказывания", – поясняет художник. Зрители сами могут оказаться внутри экрана. Правда, там их ждет разочарование: неприглядные кулисы, изнанка жизни – еще одна иллюзия.

Читайте также:
Актуальное искусство сегодня