26.07.2007 | 15:36

Железные дороги России. Великий путь

1 августа 2007 года в Государственном историческом музее откроется выставка "Железные дороги России. Великий путь", посвященная 170-летию железнодорожной отрасли страны. Посетителям впервые будет представлена уникальная экспозиция из коллекций крупнейших федеральных музеев, архивов и других хранилищ культурных ценностей, освещающая роль железных дорог в истории Российского государства. Гости выставки познакомятся со свидетельствами экономического и транспортного развития страны с XVIII века и до наших дней.

Художественное решение выставки воспроизводит особую атмосферу жизни вокзала с его сутолокой и многоголосием пассажиров, шумом прибывающих и отбывающих поездов. В экспозиции собраны и расписания движения первых поездов, и первые железнодорожные билеты, и исторические костюмы железнодорожников, и станционные колокола, часы, фонари.

Экскурсия начинается с момента появления в России первой железной дороги общего пользования между Петербургом и Царским Селом. Далее представлены исторические свидетельства становления основных железнодорожных магистралей – Царскосельской, Николаевской, Транссибирской, Туркестано-Сибирской и других. Завершается путешествие во времени обзором перспектив современного железнодорожного транспорта.

Уникальными экспонатами выставки являются картографические материалы, среди которых – карты направления Санкт-Петербургской железной дороги, принадлежавшие Николаю Первому. Выставляемые впервые акварели и технические рисунки с изображением станционных построек, инженерных сооружений и подвижного состава из отчета Министерства путей сообщения за 1888 год дают представление о сложности решаемых в то время научно-технических задач.

Модели поездов – от самых первых и до современных, представляют все историческое многообразие подвижного состава. Можно увижеть и вагоны-экипажи оригинальной модели первого российского железнодорожного состава – "кареты", "линейки", "дилижансы" – и макеты новейших локомотивов и комфортабельных высокоскоростных поездов, которые в ближайшем будущем появятся на железных дорогах России. Дополняют "модельный ряд" фотографии вагона-церкви, построенного в 1896 году на Путиловском заводе в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны и имевшего "прямым своим назначением облегчить выполнение религиозных обязанностей лицам, живущим на станциях Сибирской железной дороги, расположенных вдали от селений".

Большое внимание авторы выставки уделили важной роли железных дорог в военное время. Включенные в экспозицию предметы свидетельствуют о героизме и самоотверженности российских железнодорожников в годы Русско-Турецкой, Русско-Японской и Первой мировой войны. Макет санитарного вагона, предметы быта и архивные документы воспроизводят военную атмосферу Великой Отечественной войны.

История последней четверти прошлого века воспроизведена в разделе "БАМ", в котором отражены важнейшие этапы строительства знаменитой магистрали: начало строительных работ, укладка "Золотого звена" главного хода железной дороги и открытие самого длинного в России Северо-Муйского тоннеля протяженностью 15 километров 343 метра, не имеющего аналогов по сложности проходки.

Важное место в экспозиции занимают материалы, посвященные современному состоянию железных дорог России и их будущему. Выставка продлится до 25 сентября 2007 года. Авторы и организаторы уникального выставочного проекта уверены, что необычная экспозиция для многих станет настоящим открытием и позволит не только вернуться в прошлое, но и заглянуть в будущее российских железных дорог.