26.07.2007 | 19:31

Объединение через искусство

Двадцать семь европейских собраний, две сотни шедевров из Лувра, Дрезденской галереи, музеев Орсэ, Прадо и шестьдесят тысяч посетителей – статистика выставочного проекта "Европа-Россия-Европа" говорит сама за себя. Такого в отечественной музейной практике еще не было. Поэтому проект Третьяковской галереи вызвал много разных, порой противоречивых мнений. Опыт, который следует осмыслить и обсудить, что и сделали сегодня ведущие музейные сотрудники Третьяковской галереи вместе с представителями Европейской Комиссии в России – атташе по культуре посольств стран-членов Евросоюза. Рассказывают "Новости культуры".

Казалось бы, все удалось: собрать и вывезти шедевры из Европы, создать условия, в которых они могли бы чувствовать себя комфортно, привлечь публику к этой выставке. Тем не менее, выставка оказалась сложной для восприятия зрителей. Долгое время не было в продаже каталогов, не сразу появились аудиогиды. К тому же сразу зрители были настроены на восприятие произведений искусства только старых мастеров. Этому способствовали афиши с изображением картины Тициана "Венера, завязывающая глаза Амуру". То, что на выставке, представлено также и актуальное искусство, для многих было открытием. Если на Западе оно уже давно вошло в музейные коллекции, то в России этот процесс только начинается. Наши зрители еще не готовы к его восприятию. "В отзывах присутствуют и некачественные куриные окорочка, которыми нас кормят, и вот такое же не качественное искусство, которое было привезено", – замечает куратор выставки Екатерина Селезнева.

На выставке представлены работы актуальных художников, которые находятся в европейских музеях, и специалисты не сомневаются в их качестве. "Я только что посетил выставку и вновь получил большое удовольствие. Я не могу понять, что же они там критикуют", – признается представитель Европейской комиссии в России Эрик Шлоссер. Экспозиция была построена по временному принципу – от искусства средних веков к современному и актуальному. Арт-критик Юрий Никич предложил другую концепцию. "Эта выставка, мне кажется, развернута задом наперед. Если бы зритель имел возможность входить сначала, а потом, наконец, ласкать свою душу чем-то в конце, я думаю, что этот аспект восприятия был бы проще", – поясняет он.

Актуальное искусство дает повод для размышления, нужен лишь только настрой, считает Екатерина Селезнева. "Художник ищет нашего внимания, и, может, поэтому он тоже идет на провокацию. Просто чтобы заставить нас остановиться, чтобы понять его послание", – замечает она. Обсуждение выставки на этом не закончится, ведь сотрудничество с европейскими музеями будет продолжаться, и Третьяковке важно занять свое место в мировом музейном сообществе.