26.07.2007 | 19:34

Москва простилась с рыцарем мультипликации

Сегодня Москва простилась с Александром Татарским. В Дом кино проводить в последний путь режиссера пришли его ученики и коллеги. Многие известные мультипликаторы приехали из разных уголков мира: из Киева, где Александр Татарский начинал свой творческий путь, из Петербурга, Екатеринбурга и Минска, где он много работал. Из Канады, Венгрии, Франции, США. Он проживал каждый свой год за пять, говорили о нем его друзья. Он успел сделать так много и в то же время до обидного мало. Его маленькие шедевры – "Пластилиновая ворона", "Следствие ведут колобки", "Падал прошлогодний снег" – стали классикой отечественной мультипликации. Кроме того, он создал свою мультипликационную школу – студию под названием "Пилот". Теперь "Пилотовцы" хранят наследие мастера, которого называли "рыцарем мультипликации".

Коридоры студии "Пилот" увешаны фотографиями любимого шефа и кадрами из его последнего проекта – фильма "Безумные волосы". Эта лента должна была стать первым полнометражным фильмом Александра Татарского. О такой работе он мечтал всю жизнь. "До последнего дня работал. Если мы сейчас откроем компьютер, там будет текст "Безумных волос"", – говорит режиссер, художник студии "Пилот" Валентин Телегин.

В кабинете номер 27 все так же, как как было при хозяине. Творческий беспорядок: книги, рисунки, кассеты с записью его кумиров – Чаплина, Никулина, Енгибарова. Сергей Меринов заведует на "Пилоте" пластилиновым цехом. Своему ученику Александр Татарский передал секреты технологии "пластилиновой перекладки", которую сам изобрел. Это было 26 лет назад. От сценария, основанного на детских рисунках, в Москве отказались все, кроме новичков из Киева – Татарского и Ковалева. Взяв в основу стишок Эдуарда Успенского, они неожиданно сотворили нечто удивительное. Опытные коллеги раскрыли рты: революция в мультипликации!

"Раскованная фантазия, легкость, игра воображения – это все создавало новую фактуру и новое отношение к жизни. Это такая своеобразная философия нового времени", – замечает декан факультета анимации и мультимедиа ВГИКа, режиссер студии "Союзмульфильм". "Это не каждому дано – создать свой стиль. Есть диснеевская школа, есть союзмультфильмовская школа, есть югославская, а есть пилотовская – по студии. Это уникальное явление в мире анимации, его признали во всем мире", – рассказывает режиссер, художник студии "Пилот" Сергей Меринов.

Удивительные, устроенные по своей логике, постоянно изменяющиеся миры захватили Татарского. Он часто вспоминал, как ему не давали снимать "Падал прошлогодний снег". Тогда, говорил он, буду снимать про Ленина, по рассказу Зощенко. "Уж лучше тогда про снег", – согласилось начальство. В 1988 Татарский создал свою студию "Пилот", при которой открыл школу. Он учил с нуля, считая творческий "студийный бульон" единственным местом, где может расцвести талант мультипликатора. Когда "пилотовцы" расправляли крылья и разлетались по всему миру, он расстраивался, и снова набирал курс. Несколько лет назад он заразился новой идей – циклом сказок народов России "Гора самоцветов". Пусть дети знают, где они живут. В цикле предполагалось больше пятидесяти фильмов. Сейчас отснято тридцать восемь.

Пока коллеги в замешательстве – все держалось в студии на Александре Татарском. Однако они не зря называют себя учениками Татарского, а студию – отдельной анимационной школой. "Вчера мне казалось, что я слышал его голос, что он идет по коридору. Выбежал даже, думаю: у кого такой голос похожий – а там нет никого", – рассказывает режиссер, художник студии "Пилот" Сергей Меринов. "Недавно ушедший поэт Пригов сказал, что спасение от смерти в культуре. Когда создается в культуре миф, человек бессмертен. А Саша сделал этот миф", – подчеркнул режиссер Гарри Бардин.

Читайте также:
Москва прощается с Александром Татарским

Ушел из жизни режиссер-мультипликатор Александр Татарский

Скончался мультипликатор Александр Татарский

Прощание с Александром Татарским