30.07.2007 | 12:35

Набор слов. 30 июля 2007 года

Останется ли знаменитый музей Метрополитен без своего руководителя? Композиторы против музыкальных компьютеров, а также юбилей первого в России частного театра. Вот некоторые темы сегодняшних газет. Рассказывают "Новости культуры".

***
Восстание машин еще не произошло, но трансформация человеческого воображения уже налицо. Кто лучше сочиняет – композитор или машина? Фестиваль современной музыки в Танглвуде, в Америке, проходит под девизом "Поколение 38-го", пишет Boston Globe. Там собрались сочинители музыки, родившиеся в том году. К ним присоединились и их двадцати- тридцатилетние коллеги. Разгорелась мощная дискуссия: кто пишет музыку в наш высокотехнологичный век? Старшие убеждены: "Все можно услышать в правильном ритме, в нужном темпе, избегая труда самому все сложить, не говоря уж, о напряжении воображения". Композитор Болком рассказал о своем визите к Игорю Стравинскому, который протирал влажной тряпкой струны своего рояля: "Звуки становились ярче, он представлял длительность и цвет каждой ноты. Сегодня же не в моде слушать свое воображение". Молодое поколение парирует: "Программирование машины требует еще большее виртуозной работы воображения".

***
О Борисе Понизовском сегодня вспоминает "Новая газета": двадцать лет исполняется питерскому Культурному центру на Пушкинской и 25 лет первому в стране частному театру. Понизовский ушел из жизни двенадцать лет назад. Нонконформист, прозаик и режиссер, он трудно поддается социокультурной классификации. В 26 лет Понизовского, уже известного как одаренного графика, "озарило Знание о театре", пишет "Новая газета". У него не было специального образования в этой области, но своими открытиями он заражал учеников и коллег. В качестве актера ему подходил любой. Он писал: "Театр должен быть авторским – то есть поливариантным. Подсознательно тебя подтягивает ко всем силам природы, ты можешь быть соединен с пустыней как пустынник и одновременно как человек – с семьей... А выработанные образованием клише побуждают от чего-то отвернуться, построить себе определенные мерки".

***
The New York Times анализирует слухи, циркулирующие в городе, но волнующие весь музейный мир. Филипп де Монтебелло уже тридцать лет работает директором Музея Метрополитен. Газета утверждает, таков уж музейный мир: больше четверти века крупными собраниями никто не руководит. Господину де Монтебелло 71 год и, кажется, он готовится оставить свой пост. "Возможно, грандиозная выставка древнегреческого и римского искусства, которую де Монтебелло готовил с особой тщательностью, станет его лебединой песней".