30.07.2007 | 12:49

Жизель: Петербург. ХХ век

В Петербурге вышло в свет уникальное издание – книга Графиры Емельяновой-Зубковской "Жизель: Петербург. ХХ век". Эта монография целиком посвящена главной женской партии в знаменитом балете Адольфа Адана. Рассказывают "Новости культуры".

Партия Жизели для балерины, как роль Гамлета для актера. Точнее даже будет сравнение с Офелией. Это трагедия обманутой любви, которая сводит Жизель с ума и в конце концов убивает девушку. Это самая романтическая балетная история любви. Спектакль в 1841 году поставили специально для юной красавицы Карлотты Гризи двое влюбленных мужчин – поэт Теофиль Готье и хореограф Жюль Перро. Всего через год после шумной парижской премьеры "Жизель" поставили в Петербурге. За 165 лет спектакль никогда не исчезал из репертуара надолго. Секрет долголетия прост, шутят в театральных кругах: не родилась еще та балерина, которая не мечтала бы станцевать "Жизель".

Графира Емельянова-Зубковская в прошлом сама была балериной. Она всегда страстно желала исполнить эту роль, но ей выпала другая: последние десять лет она изучает загадку Жизели. От романтического образа века XIX века к экспрессивной и более страстной героине наших дней. Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Майя Плисецкая – в ее книге сотни балерин, и с каждой, признается автор, она мысленно танцевала Жизель от первого до последнего аккорда на одном дыхании. "Кто такой автор, пишущий об исполнительницах? Так же, как говорят: переводчик – соперник автора. Для того, чтобы написать на бумаге о том, что происходит на сцене, надо создать такой уровень, который был на сцене. Это очень трудно. Я все это проживала, это были очень счастливые годы, которые сделали меня немного иной", – признается Графира Емельянова-Зубковская.

Немного иной стала вся ее жизнь: рабочий стол завален рукописями книги, а домашние вечера превратились в семейные обсуждения. С мужем-балетоведом она просматривала старые записи спектаклей, с великим трудом добытые в закрытых архивах Леннаучфильма. Книга, задуманная изначально как научный труд, за десять лет тоже изменилась. Это реальные истории любви, судьбы, тесно сплетенные с образом Жизели. "Я обратилась к Наталье Макаровой и спросила, что бы вы посоветовали начинающим балеринам, которые мечтают о партии Жизели, какие секреты могли бы им открыть? Она сказала: "Я не стану открывать никаких секретов". И правильно, нужно учиться читать между строк", – считает Графира Емельянова-Зубковская. В этой книге нет звезд балета XXI века. Для трезвого анализа нужна дистанция во времени.