30.07.2007 | 14:04

Неизвестные работы Виктора Васнецова в Историческом музее

Неизвестные работы Виктора Васнецова были обнаружены недавно в запасниках Исторического музея. Это эскизы мозаичного триптиха, который художник создавал для собора в Варшаве. Сейчас холсты находятся в Государственном научно-исследовательском институте реставрации. Рассказывают "Новости культуры".

Этих эскизов Васнецова нет пока ни в каталогах, ни в альбомах. Триптих считался давно утерянным. Васнецов написал его, оформляя Александро-Невский собор в Варшаве. Храм открылся в 1912 году, но уже через пятнадцать лет по распоряжению польских властей его снесли. Спустя почти столетие эскизы для Александро-Невского собора в свернутом виде обнаружили в запасниках Исторического музея.

Когда холсты развернули, оказалось, у раритетов нет ни инвентарного номера, ни записей о проводившейся ранее реставрации. Хотя заплата на обороте холста указывает на то, что картоны ранее все-таки реставрировали. Появились вопросы: например, фон – авторская это живопись, или постороннее вмешательство? "Фон очень интересно положен на этих работах. Мазки положены так, что создается элемент мерцания. Мы стали думать, что это сделано не к росписи, а к мозаике", – рассказывает заведующая отделом реставрации станковой масляной живописи ГосНИИ Мария Чуракова.

Исследуя триптих Васнецова, реставраторы обнаружили, что в процессе работы художник не раз изменял и композицию картины, и отдельные фрагменты. "Тарель со святым причастием первоначально, по замыслу Васнецова, должна быть прикрыта крестообразной металлической деталью. Рисунок просматривается, но детали нет", – замечает реставратор Юрий Козак. "Он изменял размеры голов, размеры рук, менял складки одежды", – добавляет Мария Чуракова.

Сейчас задача специалистов – восстановить утраченный красочный слой, удалить поверхностные загрязнения и устранить прорывы. "Ниточка к ниточке соединяется, и прорыв заделывается. Восстанавливается плетение нитей холста. Главная задача – заделать прорыв так, чтобы иллюзорно его не было видно", – рассказывает реставратор Ольга Архангельская.

Больше всего придется повозиться с одним эскизом. Холст оказался самым ветхим в триптихе. Реставраторы собираются его дублировать – то есть наклеить еще один холст, что продлит жизнь этого эскиза еще лет на сто.