30.07.2007 | 19:32

Легенда мирового экрана. Умер режиссер Ингмар Бергман

Его фильмы номинировались на "Оскар" девять раз – по номинации на каждые десять лет жизни. Парадокс: его картины побеждали в номинациях "За лучший сценарий", "За лучшую операторскую работу", как "Лучший иностранный фильм года", но Бергман ни разу не получил "Оскара" как лучший режиссер. Знаменитый шведский режиссер Ингмар Бергман скончался сегодня утром в собственном доме на острове Форе в Балтийском море. По словам сестры режиссера, он умер "тихо и спокойно". Точная дата и причина смерти не уточняется. Еще при жизни Бергмана назвали классиком. Один из последних мастеров интеллектуального, философского кино, Бергман пришел в кинематограф из театра – со своими актерами, своими традициями и своей концепцией. Он основал Европейскую киноакадемию и всю свою жизнь работал во имя того, чтобы кино было не только развлечением, но и по-настоящему высоким искусством. Рассказывают "Новости культуры".

Когда кино стали признавать как искусство, Ингмар Бергман стал его символом. Швеция, Остров Форе: в длину чуть больше двадцати километров, в ширину – чуть меньше. "Плоская земля, пустынные поля, я нашел для себя рай", – написал в своей единственной книге-откровении Ингмар Бергман. Последние тридцать лет он жил затворником. Его почти не видели даже многочисленные родственники. Он даже не явился на церемонию вручения "Оскара" в 1984 году, когда Бергману должны были вручить статуэтку за фильм "Фанни и Александр". Не видели его и тысячи гостей Пятидесятого Каннского фестиваля десять лет назад, когда впервые в истории престижного смотра было решено выдать почетный приз – "Пальму пальм", – и присудили ее именно Бергману. Он никогда не баловал частыми появлениями на публике. Одни говорили, что заносчив, другие – что застенчив. "В нем была какая-то внутренняя строгость, закрытость. Он не был рубаха-парень. Северный человек", – замечает кинорежиссер Владимир Наумов.

Он написал сценарии ко всем своим пятидесяти фильмам для кино и телевидения, а также к семи картинам, поставленным другими режиссерами. Шестьдесят лет проработал на драматической и оперной сцене, создав более ста двадцати спектаклей. Бергман начинал как театральный драматург и режиссер. Он, не стесняясь, говорил, что в кино пришел от скуки. "Сколько промелькнуло и ушло в лету фильмов, а Бергман остался. Он пытался прощупать, исследовать человеческую душу", – добавляет Владимир Наумов.

Когда появились его фильмы "Осенняя соната", "Седьмая печать", "Земляничная поляна", "Молчание", имя Бергмана стало синонимом интеллектуального, философского кино. По Бергману, никакой фильм ужасов не сравнится с дежурным семейным обедом, никакая катастрофа – с признанием о любви. Сам режиссер заявлял, что центральная фигура кинематографа – это человек. Он ушел из кино в 1982 году. Объявил своей последней гастролью картину "Фанни и Александр", а после полностью переключился на театр. Однако вскоре, вероятно, от скуки вернулся в кинематограф. Четыре года назад он снял продолжение прославленных "Сцен из супружеской жизни". "Когда я читаю, что пишут и говорят про меня, – это все не про меня", – говорил Бергман.

Чем занимался последние годы режиссер, над чем работал, что писал не знают ни критики, ни журналисты, ни даже его большая семья (у Бергмана девять детей). Когда в его жизни появился рай – Форе –кажется, весь остальной мир для него умер. Наверное, на своем острове он нашел источник жизненной силы, которую мы еще долго будем черпать из фильмов великого режиссера.

Памяти Ингмара Бергмана телеканал "Культура" посвятил показ документального фильма "О "Сарабанде"", рассказывающего о работе режиссера над знаменитой картиной. Он был в эфире 30 июля, в 20:40. А в 23:50 на нашем канале был показан и сам художественный фильм "Сарабанда".

Читайте также:
Скончался режиссер Ингмар Бергман