31.07.2007 | 17:47

Скончался режиссер Микеланджело Антониони

Итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони скончался в понедельник вечером у себя дома в возрасте 94 лет. Об этом в среду сообщило агентство Ansa со ссылкой на семью режиссера.

Гроб с телом мастера будет выставлен в среду в актовом зале Римского муниципалитета на Капитолийском холме. Похороны Антониони состоятся в четверг в его родном городе Ферраре. Это уже вторая потеря мирового кинематографа за последние дни – в понедельник умер шведский режиссер Ингмар Бергман.

Микеланджело Антониони – один из великих итальянских режиссеров ХХ века. Он создал около двадцати фильмов, среди которых – "Фотоувеличение" ("Blow up") 1966 года, "Приключение" ("L'Avventura") 1960 года, "Профессия: репортер" ("The Passenger") с Джеком Николсоном 1975 года.

***
Смерть Микеланджело Антониони – огромная потеря для всего мирового кинематографа. Такое мнение высказал сегодня директор Музея кино Наум Клейман, узнав о кончине итальянского режиссера. "Смерть Антониони – печальная весть и для итальянских, и для российских поклонников его творчества. Он был настоящим другом для нашей страны, и поэтому ему было очень важно признание нашей публики. Очень жаль, что он так и не осуществил своей давней мечты и не снял фильм в России", – отметил директор Музея кино.

"Хотя в свое время мы и не видели многих фильмов Антониони, но то, что удавалось посмотреть на экранах, настолько протрясало, что навсегда оставалось в наших сердцах", – сказал Наум Клейман. – Очень трудно выбрать какую-то одну работу из снятых им картин. Каждая из них составляет единый мир режиссера Антониони. У него будут учиться еще многие поколения!".

По мнению Клеймана, кончина Микеланджело Антониони, как и вчерашний уход из жизни Бергмана, стали несколько символичными. "Я думаю, со смертью этих режиссеров закончилась целая кинематографическая эпоха. Их фильмы не были созданы для коммерции и развлечения, их ленты – наставления и настоящая школа души", – сказал Клейман.

***
Смерть Антониони стала печальной новостью и для режиссера Николая Бурляева. "Ушел из жизни тот, кто определял кинематографические законы прошлого века, мастер, у которого учились очень многие режиссеры". По мнению Бурляева, Антониони был "аскетичным режиссером", как и Андрей Тарковский, Сергей Бондарчук, Федерико Феллини . "И хотя таких людей меньше в искусстве, но именно они и являются законодателями кинематографа", – сказал он.

***
"Творчество Антониони – это замечательная страница в истории развития мирового кинематографа". Об этом сказал режиссер Владимир Мотыль, подчеркнув, что "он оказал огромное влияние на искусство разных стран, в том числе и на Россию". "Более всего в его фильмах привлекает стремление мастера раскрыть внутренний мир человека, показать его место в жизни. На меня особое впечатление, как и на многих моих коллег, произвели его фильмы "Затмение", "Приключение", "Профессия: репортер". В них с редкой эмоциональной силой звучит тема одиночества", – сказал Мотыль.

Российский режиссер заметил, что он неоднократно испытывал обаяние творчества Антониони. "Хотя, конечно, речь идет не о сюжетах и темах его лент, а, прежде всего, о глубоком психологизме и умении передать с экрана чувства и переживания героев". "К сожалению, мне всего один раз на одном из фестивалей удалось увидеть великого мастера. Он тут же поразил меня красотой, благородством и доброжелательностью, которые Антониони буквально излучал, – вспоминает Мотыль. – Мне так хотелось с ним поговорить, подойти, но какой-то трепет и робость не позволили это сделать".

"Известие о кончине мастера скорбью отозвалось в моей душе. Я думаю, что это одна из самых горьких и невосполнимых потерь в мировой культуре", – сказал популярный режиссер, автор фильма "Белое солнце пустыни".

***
Италия "потеряла одного из величайших творцов кино ХХ века и неутомимого искателя новых выразительных средств, прославившего страну на международной арене". Такими словами президент республики Джорджо Наполитано выразил свою скорбь в связи с кончиной кинорежиссера Микеланджело Антониони. Текст обращения распространила сегодня пресс-служба Квиринальского дворца – резиденции главы государства.

"Антониони выразил трудности переходного периода нашей действительности, он предложил анализ межличностных отношений в современном обществе", – отметил Наполитано. "Новаторским языком он создал правдивую панораму мира человеческой чувствительности и драмы одиночества", – подчеркнул президент Италии. Власти Феррары – родины режиссера – намерены назвать именем Антониони одну из улиц старинного города. Об этом сообщил мэр Феррары Гаэтано Сатериали.

***
Из Венеции пришло сообщение о том, что дирекция 64-го Международного кинофестиваля, который будет проходить с 29 августа по 8 сентября, планирует посвятить памяти Антониони ретроспективу его фильмов. Среди них много работ, удостоенных премий Венецианской выставки кинематографического искусства, как официально именуется этот фестиваль.