01.08.2007 | 19:35

В главной роли – паровоз

Мало кто знает, что знаменитая Байкало-Амурская магистраль, которую начали строить еще в 1974 году, была закончена всего пять лет назад, в 2003 году. Мало кто видел вагон-церковь, построенный в 1896 году на Путиловском заводе в честь рождения великой княжны Ольги Николаевны. Все, что вы хотели знать о железнодорожной системе страны, с сегодняшнего дня можно будет увидеть в Государственном историческом музее, где открылась выставка "Железные дороги России. Великий путь". Рассказывают "Новости культуры".

Можно изучать историю железнодорожных путей с первых паровозов. Например, с тех, которые ходили по Царскосельской железной дороге протяженностью в 23 километра. "Шестьдесят верст в час. Страшно подумать", – писали "Санкт-Петербургские ведомости". Плакаты, газеты, конфеты пестрили изображениями фантастически мощных машин. На сцене Александринки давали водевиль "Поездка в Царское Село". В главной роли – паровоз. "Железная дорога имела серьезное отражение в литературе. И уж тут не только хрестоматийный образ, связанный с Анной Карениной. Это не лучший образ, характеризующий железную дорогу. Но вспомните: "Дама сдавала в багаж…". И много мелочей, оказывающихся завязанными в нашей повседневной жизни", – поясняет автор экспозиции Вера Бокова.

"Он опять поспал немножко, и опять взглянул в окошко. Увидал большой вокзал". Павловский вокзал конца XIX века. Вокзал для России – это настоящий центр общественной жизни. Лучший ресторан в городе всегда находился на станции. "В старину, когда не было вагонов-ресторанов, значимость буфетов была слишком велика. И мы попытались показать буфет с рекламой того времени, с посудой ресторанной, с бутылками из-под напитков. И документ о ревизии на станции "Москва-1". К сожалению, многие проблемы общепита продолжают быть актуальными в той же степени", – продолжает Вера Бокова

Наш паровоз вперед летит. Ленинский пиджак – тот самый, увековеченный броневичком; френч наркома Кагановича и чемоданы. Экспедиционный чемодан академика Вавилова, к примеру, служил для перевозки коллекционных растений. "Типичный образец лагерного чемодана. С ним заключенный Петр Земанд освобождался из колымского лагеря в 1943 году. У нас их два. Чемоданы подобного типа уникальны. Потому что люди такие вещи не хранили и предпочитали быстрее забыть о прошлом", – замечает автор экспозиции Михаил Николаев.

Революции, войны, репрессии, экспедиции, поездки на стройки и полигоны. Гигантские пассажиропотоки двух стремительных веков. Пересечения путей людских и железнодорожных. Удивительно, что весь этот великий путь умещается в одном-единственном зале.

Читайте также:
Железные дороги России. Великий путь