02.08.2007 | 11:35

Набор слов. 2 августа 2007 года

Научная фантастика на паровой тяге, нетривиальные политические идеи Николая Рериха и казусы из мира городской скульптуры. Подробности – на страницах сегодняшних газет. Рассказывают "Новости культуры".

***
Пар как двигатель культуры. Иная реальность, или вызов информационным технологиям? В любом случае, это нетривиальная альтернатива привычному. Темой номера журнал "Популярная механика" выбрал одно из интереснейших явлений современной культуры – стимпанк. Это направление научной фантастики, описывающее общество, которое пошло не по компьютерно-информационному пути киберпанка, чьим выбором стали паровые машины. Предтечей стимпанка (или по-русски "паропанка") справедливо считается Жюль Верн, весьма "по-паропанковски" писал и Герберт Уэлс. Итак, что же отличает этот жанр? "Это стилизация под викторианскую Англию, с брусчаткой, газовыми рожками, джентельменами в цилиндрах, в дорогих паромобилях, с дамами в кринолинах. Средства передвижения – дирижабль, паровоз, пароход, паролет с подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов". Классические проявления паропанка в современной культуре: такие фильмы как "Лига выдающихся джентльменов" или "Лемони Сникет. 33 несчастья".

***
О неожиданной ипостаси Николая Рериха – материал "Новой газеты". Политическим авантюристом предстал художник в диссертации Владимира Росова "Русско-американские экспедиции Рериха в Центральную Азию". Эта работа была защищена два года назад в Санкт-Петербургском университете, и с тех пор скандал вокруг нее не утихает. По теории Росова, Рерих стремился к созданию "новой страны", которая должна была возникнуть на захваченных территориях СССР, Монголии, Китая и Северного Тибета. "Знаменитый Пакт Рериха о сохранении культурных ценностей во время военных конфликтов – это лишь ширма для военных планов художника по созданию независимого государства в Центральной Азии".

***
Памятник жеребцу в Воронеже выбил из седла не только жителей этого города, но и всех, кто его увидел. Скажем так, изваяние и впрямь отличается нетривиальным художественным решением. Интернет вскипел от впечатлений очевидцев, а внятная статья с подробностями в "Новых известиях". Прецедент яркий, общественность поражена, и сейчас в Воронеже решают, что дальше делать с жеребцом. Газета сообщает и еще одну приятную новость: "1 сентября в Москве будет завершено сооружение фонтана "Адам и Ева" в сквере у станции метро "Новокузнецкая". Прародители изображены восседающими верхом на змее, в тот самый момент, когда Ева протягивает Адаму злополучное яблоко. В департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы надеются, что фонтан станет одним из мест свиданий влюбленных". Установлены они будут на месте храма Параскевы Пятницы, разрушенного в 1930 году.