04.08.2007 | 16:58

Люди и время

Московский Дом фотографии представляет персональную выставку Сергея Борисова – автора, достоинство работ которого с годами возрастало вместе с ролью тех, кого он снимал. Борис Гребенщиков, Илья Кабаков, Жанна Агузарова, Виктор Цой, Эдита Пьеха, Тимур Новиков, Алексей Петренко. Эти люди, а также страны и местности, которые фотограф объехал, составили великолепную летопись времени. "Люди и время" – так называется выставка. Хотя возможны варианты: "Страна и время" "Страны и люди". Свои старые и новые работы Сергей Борисов демонстрирует в Центральном выставочном зале "Манеж". Рассказывают "Новости культуры".

Человек в среде и среда человека – вот что интересует фотографа Сергея Борисова. Он выстраивает свой мир, в который впускает далеко не каждого. "Главное, чтобы меня в человеке что-то зацепило", – говорит фотограф. Однако получается, что цепляют его лишь талантливые люди. Фотограф открыл многих звезд задолго до того как они ими стали. В 60-е Сергей Борисов был членом секции графиков, которые выставлялись на Малой Грузинской. Он был близко знаком со Зверевым, Кабаковым, Штейнбергом, Чуйковым, Яковлевым, которые теперь стали классиками неофициального искусства. "Вообще художников, особенно художников той среды, о которой мы говорим, снимать гораздо легче, потому что они уже априори заряжены на съемку. Это люди, которым их нарциссизм такой, закаленный отсутствием зрителей, помогает", – замечает Сергей Борисов.

В 80-е Сергей Борисов открыл Владика Мамышева-Монро, Тимура Новикова. Зачастую он поддерживал художников, покупая их работы или предоставляя свою мастерскую для ночлега. По словам Ольги Свибловой-, директора Дома фотографии, Сергей Борисов похож на Дягилева, обладающего даром притягивать к себе таланты. В объектив фотографа попадают и актеры, но их снимать сложнее: для них нужно придумывать какой-либо образ, считает Сергей Борисов. "Многие мне говорили: перед ними надо ставить задачу некую. Они сами не могут представить себя, они должны представить что-то", – добавляет Сергей Борисов.

Для этой выставки Сергей Борисов специально перевел часть цветных снимков в черно-белый формат. В них лучше виден отпечаток времени и ничто не отвлекает от самого человека. Различные ракурсы, светотень, среда делают каждый его снимок неповторимым.