06.08.2007 | 12:46

Соло на индийских инструментах

Рави Шанкар в России бывает нечасто. Чтобы услышать звуки его ситара, можно отправиться в путешествие по миру вслед за легендарным индийским исполнителем, или придти в студию Андрея Бочко – собирателя и знатока экзотических инструментов. Рассказывают "Новости культуры".

На первый взгляд, студия РГСУ похожа на любую другую студию звукозаписи. Только инструменты там особенные. За десять лет Андрей Бочко собрал все индийские классические инструменты – от ситара Рави Шанкара до сарода известнейшего Амджада Али Хана. К нему они попадали почти мистическим образом. "Ади Рамеш его звали. На вопрос, где взять инструмент, он подумал так секундочку и просто мне свой инструмент протянул. "На, возьми мой инструмент". Это было что-то удивительное. Там присутствовали музыканты из оркестра Рави Шанкара, все были просто шокированы", – рассказывает Андрей Бочко.

Создатель ситара Амир Хусро в XIII веке утверждал, что неиндиец никогда не сможет правильно играть на этих инструментах. Однако Павел Новиков доказал, что это не так. Ударник с консерваторским образованием, он заболел Индией пять лет назад и поехал туда учиться. Обучение радикально отличалось от западного. "Это процесс служения своему учителю. Сначала вы что-то предлагаете, что-то делаете для него, и тогда, если он чувствует, что его сердце расположено вас учить, тогда он начинает открывать вам свои знания", – говорит Павел Новиков.

За два года в Индии Павел получил классическое образование и новое имя – Правин. В индийской мифологии это божество, которое превращает в музыку все, к чему прикасается. Вместе Правин и Андрей Бочко играют на всех индийских классических инструментах. Стержень ансамбля – тампура. С ситаром ее роднит корпус из грушевидной тыквы и полый гриф, а главное отличие заключается в почти электронном звуке, который возникает, когда струна соприкасается с обычной ниткой.

Солирует один или два инструмента. Это может быть индийская гитара – сарод, или особенные барабаны – табла. У них, как и у всех индийских инструментов, есть две ипостаси – мужская и женская. Маленький деревянный дайян – это женская, а большой металлический байян – мужская. Сочетание ритмических взаимодействий двух барабанов и составляет волшебный инструмент табла.

Древнейшая индийская флейта – бансури. На ней, по преданию, играл сам Кришна. Индийская классическая музыка погружает в особое состояние. Как утверждают сами индийцы, она исцеляет душу и тело.