06.08.2007 | 19:35

В усадьбе "Пенаты" отмечают день рождения Репина

Пенаты – это боги, чьи фигурки в былые времена стояли на камине и охраняли дом от злых духов. Поэтому и существует выражение: "Вернуться к родным пенатам" – то есть, к родному очагу. Но есть в России настоящие "Пенаты". Это знаменитая усадьба Ильи Репина. Совершив путешествие длиной в сто лет, в "Пенаты" возвратилось зеркало, которое когда-то украшало одну из комнат усадьбы. В эти дни там отмечают и 163-й день рождения художника и 45-летие возрождения музея. Рассказывают "Новости культуры".

Летом в в знаменитой репинской усадьбе "Пенаты" особенно много посетителей. Экскурсии не останавливают даже ради чествования научного руководителя музея. Елена Кириллина работает там сорок пять лет. Именно тогда, в 1962 году, усадьба, полностью сгоревшая во время Второй мировой войны, открылась после реставрации. Казалось бы, о Репине известно все. На самом деле, жизнь и творчество автора "Бурлаков на Волге" можно изучать бесконечно, считает Елена Кириллина. "Репина в советское время превратили в жупел, чуть ли не в соцреалиста. На самом деле, он как Пушкин, в его творчестве – все", – утверждает научный руководитель музея-усадьбы Репина "Пенаты" Елена Кириллина.

Теперь усадьба получила в подарок репинское зеркало, когда-то находившееся на первом этаже дома. Его передала музею семья Соболевских. Раритет тщательно отреставрировали, вернули ему исторический вид, ведь в свое время владельцы отпилили нижнюю часть зеркала, чтобы поставить его в современной квартире. История того, как зеркало Репина досталось дворнику Василию Кипятову – это еще один штрих к портрету великого художника. На знаменитых средах в усадьбе бывали не только люди искусства, но и соседская прислуга. Репин попросил попозировать статного дворника, в результате Репин и Кипятов стали приятелями. Внук Кипятова рассказывает семейное предание. "В 1911 году Репин пишет портрет деда. Хочет подарить ему картину, а дворник говорит: "Нет, лучше уж зеркало"", – говорит меценат Игорь Соболевский.

В летней мастерской открылась выставка работ сына Репина – Юрия. Он учился в Академии художеств, жил в"Пенатах"" с 1908, окончил жизнь в Финляндии. Талантливый живописец был обречен находиться в тени великого отца. Он блестяще рисовал портреты. Странное изображение Леонида Андреева было написано уже после смерти писателя. Искусствоведы говорят, сын Репина был искренним, наивным и глубоко верующим человеком. "В двенадцати километрах от этого дома он вырыл землянку, чтобы встречать восход", – замечает Елена Кириллина.

Временная выставка работ Юрия Репина, представленные на ней картины и редкие снимки дают представление о том, какая жизнь была в поселке Куоккала до Первой мировой. Сейчас музейщики готовят еще одну экспозицию, на которой покажут фотографии, сделанные гражданской женой Репина Наталией Нордман-Северовой. Для нее художник и построил усадьбу на северном берегу Финского залива.