07.08.2007 | 11:59

Удивительные возможности литографии

Мастерская печатной графики в Москве на Масловке существовала с середины прошлого века. Там работали известные мастера, в том числе Евгений Кибрик и Орест Верейский. В перестроечные годы мастерская была заброшена, а новая жизнь началась здесь всего год назад благодаря усилиям Екатерины Смирновой. Старинная техника не терпит суеты, но помогает художнику полностью выразить свой замысел. Рассказывают "Новости культуры".

Еще недавно мастерская была на грани исчезновения. То, что антикварное оборудование не пропало, – настоящее чудо. Печатные станки немецкой фирмы Краузе конца XIX века – сегодня большая редкость. Коллекция литографских камней, которых там около трехсот, и вовсе уникальна. Им больше ста лет, и добыты они в карьере на юге Баварии. Камни, привезенные оттуда, считаются лучшими для печати. Теперь карьер выработан, и таких камней осталось считанное количество по всему миру. "И то, что Кате, удалось все это сохранить, это бесценно. Это нужно занести в Книгу рекордов Гиннеса", – считает художник Владимир Башлыков.

Интерес художников к литографии не ослабевает. Она предоставляет значительно большие возможности, чем обычный рисунок. "Соединить в одной картине имитацию карандашного рисования, перьевого рисования, акварели. Вот это все соединить в картинке уникальной, графике, очень трудно. В литографии это возможно", – замечает художник Екатерина Смирнова.

В отличие от живописи и графики, литография любит сырость и прохладу. Изображение наносится на камень специальным жирным карандашом. Затем протравливают клеем со слабым раствором азотной кислоты, иначе краска покроет весь камень. Потом рисунок протирается скипидаром. Кажется, что изображение исчезает, но, на самом деле, смывыется только пигмент, а жир остается. К нему и прилипает краска после прокатывания. Один камень – один цвет. Многоцветное изображение собирается из нескольких камней. В целом, за двести лет технология почти не изменилась, но теперь она находится на грани исчезновения. "Литография – это уже реликтовая техника, умирающая. Вообще, на Западе уже и не делают литографии. Утрачен сам вкус, цимис, как говорили древние, вкус вот этого камня", – говорит Владимир Башлыков.

Однако в России камни еще есть, как есть и художники, которые умеют с ними работать. Красочное свидетельство тому – выставка работ, сделанных в мастерской за последний год. Среди них – литографии признанных мастеров – Адольфа Демко и Владимира Башлыкова, которые работали еще в старой мастерской. А для известного графика Владимира Зорина это первые опыты в литографии. Сюжеты самые разные: от натюрмортов с цитатами из Веласкеса Екатерины Смирновой до трогательной истории взаимоотношений чайника и кувшина от Алены Вершигоровой.