07.08.2007 | 12:29

Экономика символического обмена

Российская культура существует в условиях рынка, однако экономика культуры как наука в нашей стране только начинается. Она увлекла Александра Долгина, а результатом его исследований стал 800-страничный труд "Экономика символического обмена". На основе своих теорий автор предпринял и некоторые практические шаги. Рассказывают "Новости культуры".

Культура продается и покупается сегодня на каждом шагу, вот только обычные рыночные механизмы в культурном поле действуют совсем не обычно. Отличить хорошую машину от плохой можно по цене, а вот как сориентироваться, если диск с фильмами Тарковского и самым бездарным сериалом стоят одинаково? Бизнесмен Александр Долгин предпочитает дорогие машины, но книгу написал о парадоксе одинаково низких цен на культурные товары. "Это проблема потребителя, но она оборачивается колоссальной проблемой самой культуры. Потому что как только потребитель лишен возможности осознанно выбирать, производители начинают подсовывать ему всякую дрянь", – говорит Александр Долгин.

В книжном магазине классики стоят вперемежку с бездарностями. Догадаться о качестве книги по ее цене невозможно. "Если ты установил на хорошую книгу высокую цену, то все сразу поймут, что книги, которые стоят дешево, плохие, и не станут их покупать. Тогда у книжной индустрии образуется огромное количество неликвидов, которые просто не будут востребованы", – замечает Александр Долгин.

В ответ на заговор производителей Александр Долгин провозгласил свой лозунг: "Бунт потребителя". "Сейчас настал черед потребителям – то есть нам, простым людям, – также научиться обмениваться информацией о качестве", – продолжает Александр Долгин. Обмениваться информацией проще всего через глобальную сеть, решил бизнесмен и создал свой сайт. Это так называемый рекомендательный сервис. Он оценивает личные вкусы пользователя и рекомендует книгу для чтения. Чтобы система узнала вкусы пользователя, придется оценить тридцать-сорок книг – в границах от "лучше не бывает" до "никуда не годится". Потом система находит зарегистрированных пользователей с похожими вкусами и советует прочитать те книги, которые им понравились. Попадает не всегда.

Екатерина гуманитарий по образованию, читает много, за книжными новинками и сама следит. Тем не менее испытанием осталась довольна. "Он просто мне напомнил очень многие книги, которые я когда-то слышала, но так и не собралась прочитать", – признается Екатерина. Пока работает только поиск по книгам. В ближайших планах – кино, музыка, спектакли и даже туры. Тогда станет возможна рекомендация вроде: "Вам нравится режиссер Такеши Китано, тогда прочитайте Харуки Мураками". Александр Долгин, судя по всему, собирается построить настоящую виртуальную империю.