08.08.2007 | 11:28

К пятнадцатилетию Центра современного искусства

Собирать коллекцию современного искусства – это непростая задача. Произведения актуальных художников не соответствуют академическим представлениям о прекрасном. Направления и стили только формируются. Критерии отбора одним кажутся очевидными, а другим – сомнительными. Чтобы решать эту задачу, в 1992 году был создан Государственный Центр современного искусства. Объекты, инсталляции, видеоарт – за этот год коллекция Центра увеличилась на двести пятьдесят работ. С новыми поступлениями знакомит выставка, подготовленная к пятнадцатилетию этого культурного учреждения. Вернисаж состоится сегодня. Рассказывают "Новости культуры".

Показать как можно больше, причем наилучшим образом – такие задачи стоят перед куратором выставки. Для небольших произведений нужна камерная обстановка, поэтому для них делаются специальные выгородки. Для больших, наоборот, необходим простор. Сложнее всего с инсталляциями. До сих пор не решен вопрос, как их хранить: разбирать на части или оставлять целиком. С одной стороны, инсталляции занимают много места, с другой стороны, их практически заново приходится создавать из фрагментов. К тому же, очень важно присутствие самого автора. "Что значит иметь инсталляцию, которую художник лично монтирует? Имеет ли это смысл? Есть разные мнения. Потому что можно восстановить все по фотографии и чертежам, но участие личности, духа можно ли компенсировать простым повторением, не знаю", – замечает куратор выставки Алина Федорович.

В экспозиции будет представлена последняя инсталляция Дмитрия Пригова, которая осталась в зале еще с предыдущей выставки. Работа калининградского художника Юрия Васильева попала в коллекцию после того как демонстрировалась на Первой биеннале современного искусства. "Такое аутсайдерское направление. Он попытался представить, что моду демонстрируют не холеные манекенщицы, а бомжи", – продолжает Алина Федорович, куратор выставки.

Коллекция пополнилась картиной Оскара Рабина, а также двумя работами Александра Якута. Художница из Нидерландов Анки ван Донген подарила Центру современного искусства инсталляцию с шахматами, а художница из Италии Даниэла Перего – диск с видеофильмом. Зрителей ждет сюрприз. К открытию выставки художник Юрий Альберт подготовил перформанс. При входе в зал зрителям раздадут камушки и предложат положить их в ботинки. Они должны напоминать им о цели прихода. "Человек, даже отвлекшись, встретив друзей, каждый раз, когда ему будет неудобно в ботинке, он вспомнит: зачем же я сюда пришел – искусство смотреть", – поясняет Юрий Альберт.

Зрители станут участниками перформанса, придуманного Юрием Альбертом. К сожалению, его нельзя включить в музейную коллекцию.