08.08.2007 | 18:20

Сергей Хачатуров об актуальном искусстве в России

Об актуальном искусстве в студии "Новостей культуры" рассказывает историк искусства, арт-критик Сергей Хачатуров.

- В Москве есть Центр современного искусства, Музей современного искусства, экспозиция ХХ века в Третьяковской галерее. Актуальное искусство стало привычным и даже модным. А чем оно отличается от любого другого?
- Я думаю, тем, что оно работает с миром сегодняшним – то есть со сферой идей дня сегодняшнего, с ментальными конструкциями дня сегодняшнего. Критерии, привычные для классического искусства, не действуют в сфере контемпорари арт. Главный для меня, например, критерий актуального искусства – это, насколько точно и интересно сделано интеллектуальное приключение в этом искусстве. Не какие-то традиционные характеристики – энергичная кисть, фактура, живописный прием, скульптурный образ, - а именно интеллектуальное приключение, ментальная конструкция.

- По поводу художников существовал такой штамп: мастера резца и кисти. Какие техники и инструменты в особом почете у современных художников?
- Любые. Арсенал выразительных средств безграничен. Это могут быть совершенно традиционные и даже архаические приемы: и живопись, и фреска, и скульптурные образы, и архитектурные конструкции, а также мультимедийные технологии, говоря уже современным языком. Интересным брендом стало Интернет-искусство. То есть везде, где живет современный язык, где его интересы улавливаются и исследуются.

- Чтобы оценить произведение актуальных художников, от публики требуются определенные знания, определенные подходы. Что нужно сделать, чтобы людей с такими вкусами становилось все больше?
- Просвещать. Я думаю, что для этого нужно, безусловно, открывать как можно больше музеев. Слава богу, что пятнадцать лет ГЦСИ (Государственному центру современного искусства – прим. ред.), и мы очень рады, что этот музей процветает и что его поддерживает государство. Максимально много должно быть частных музеев, которые не зависят от государства; чтобы было разнообразие, чтобы была возможность выбора у людей – в какие музеи пойти, их сравнивать, оценивать коллекции и самому оценивать этот язык, выстраивать собственные интеллектуальные приключения.

Читайте также:
К пятнадцатилетию Центра современного искусства