08.08.2007 | 19:35

Первый российский киномагнат Александр Ханжонков

Самое известное детище Александра Ханжонкова – электротеатр "Пегас", самое значительное достижение – экранизация русской классики. Первый киномагнат России готов был отказаться от прибыли в пользу высокого искусства. Еще до революции он начал строить "ялтинский Голливуд", продолжил свои киноэксперименты за границей, а вернувшись домой, представил проект производства цветного кино. Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения человека, который во многом определил развитие российского киноискусства. Рассказывают "Новости культуры".

О Ханжонкове, патриархе отечественного кинематографа, киновед Ирина Гращенкова знает все. Два года назад она написала книгу "Кино Серебряного века". Однако материала о Ханжонкове оказалось так много, что впору садиться за вторую. "Он человек, о котором можно сказать: "впервые у Ханжонкова"", – говорит Ирина Гращенкова.

1913 год. До октябрьской революции еще четыре года. На Триумфальной площади появляется электротеатр "Пегас", который становится самым модным местом Москвы. Директор Александр Ханжонков остается доволен не только большой посещаемостью. Кажется, публика стала отличать хорошее кино от некачественного. Это потом о Ханжонкове скажут, что он был первый, кто своими фильмами объяснил зрителю истину: кино не забава для бездельников, кино – это искусство. "Он дружил с Маяковским, Брюсовым, Качаловым. Важно, что стала формироваться высококультурная среда вокруг кинопроизводства", – замечает Ирина Гращенкова.

За семь лет до Электротеатра Ханжонков открыл киностудию, которая впервые взялась за экранизацию классики – Гончарова, Гоголя, Лермонтова. В год студия выпускала около двадцати фильмов. Поначалу Ханжонков сам писал сценарии, был режиссером, но вскоре он создал постоянную творческую труппу: Евгений Бауэр, Василий Гончаров, Вера Холодная, Иван Мозжухин. Именно благодаря Ханжонкову в русском кино появилось понятие "звезда". "Он стал заниматься научно-популярным кинематографом себе в убыток, и он первый дал возможность создавать анимационные фильмы", – продолжает Ирина Гращенкова.

Студия Ханжонкова создает первую в мире объемную мультипликацию и первый отечественный полнометражный фильм "Оборона Севастополя". Натурные съемки батальных сцен, панорамы, попытки сделать крупный план героя – новаторство в немом кино. Это Ханжонков додумался осуществлять прокат своих картин не только в России, но и за рубежом. Он первым стал строить кинотеатры по всей стране. Идея совместить кинопросмотр с приятной трапезой возникла не сегодня. В "Пегасе" Ханжонкова смотрели "фильму" и ели дорогие блюда. Там же впервые немые картины стали показывать под музыку оркестра, а не штатного тапера.

"Многие карьеры современных продюсеров делаются по тем же лекалам, что скроил Ханжонков",– замечает кинокритик Кирилл Разлогов. В современных учебниках по кинематографии Александра Ханжонкова называют первым русским кинопродюсером. Который, помимо получения прибыли, ставил перед собой и другие сверхзадачи.

Об истории российского кинематографа и о судьбе Александра Ханжонкова рассказывает документальный фильм "Александр Ханжонков. Последний император". Премьера фильма состоится на телеканале "Культура" сегодня в 20:45, в день рождения Александра Алексеевича Ханжонкова.

Читайте также:
Последний император империи грез