09.08.2007 | 11:55

Пейзажи подземелья

Московское метро – это, кроме прочего, еще и большой музей. Ежедневно миллионы пассажиров пользуются подземными дворцами, которые возводили и украшали самые именитые художники своего времени. Спустя десятилетия на окраинах города стали появляться безликие кафельные станции, решавшие исключительно транспортные проблемы. Сейчас в метрополитен вновь возвращаются художники. Об одном из них рассказывают "Новости культруы".

Во всем мире метро – это транспортный объект, в Москве – объект стратегический и художественный. На карте Московского метрополитена сплетение линий и переходов. Едва ли не каждая станция представляет собой огромную экспозицию. Недавно в перестройке станции "Маяковская" дебютировал известный художник Иван Лубенников. Если ехать по эскалатору наверх, к новому выходу, открывается его мозаичное "Небо". "Чудесная станция, лучшая в Москве, наверное. Она посвящена сталинскому режиму, советским идеям, но меньше всего – Маяковскому. То, что там оказался его бюст, довольно случайно. Я все-таки пытался вернуть станцию поэту", – рассказывает народный художник России Иван Лубенников.

Он говорит, что для него метро – это самый публичный выставочный зал. Сейчас Иван Лубенников работает уже над третьей станцией метрополитена. Все это государственный заказ, а по-другому, как говорит художник, невозможно осуществлять такие монументальные проекты. "Сегодня вновь возникает традиция, которая существовала раньше. Сейчас стремятся делать станции уникальными и относиться к ним соответственно, и есть на это деньги", – замечает художник.

Станцию метро "Сретенский бульвар" планируют открыть в ноябре этого года. В своей мастерской художник показывает макеты мраморных пилонов, в нишах которых будут представлены его композиции, созданные из так называемого травленного металла. Еще один бульвар, Славянский", пока не обозначен на карте метрополитена, но в мастерской Лубенникова все готово к производству. Макет уже принят на худсовете, осталось побороться с буквами. Художник сам придумал шрифт, но пока продолжает работать над буквами "Б" и "У". Говорит, они очень неудобные, а все необходимо решать в едином стиле – ар нуво. "Я в этой зоне не плавал никогда. Конструктивизм – да, но вот ар нуво... Но потом, когда стал делать, мне показалось, что это забавно, любопытно", – говорит Лубенников.

Он называет это все "пейзажем подземелья". Модель "Славянского бульвара" создана в масштабе один к двум. Вместо зеленого пластилина будут металлические конструкции, акрилловые плафоны закажут в Германии. Через несколько лет по этому бульвару будут спешить миллионы пассажиров.