09.08.2007 | 12:30

Актуальные художники в Центре современного искусства

Государственный центр современного искусства, хоть и выполняет, помимо прочих, музейную функцию, должен не просто сохранять, он должен собирать произведения, едва созданные художниками. Центр расположен в здании, где работал цех металлообработки. Продукция поступает регулярно, и регулярно Центр отчитывается о расширении коллекции – все пятнадцать лет существования. Рассказывают "Новости культруы".

Даже отчетная выставка превратилась у актуальных художников в перформанс. При входе в зал художник Юрий Альберт не пропускал зрителей до тех пор, пока они не положат в обувь по камушку. Это, по замыслу автора, должно было помочь зрителям сосредоточиться на произведениях искусства и не отвлекаться по пустякам. Тем не менее, подчиняться правилам игры, придуманным Юрием Альбертом, захотели не все. "Я просто не замечаю. У нас в России всегда кто-то без очереди пролезет", – говорит художник. Зрители, которые все же рискнули положить камни в обувь, поделились первыми впечатлениями: "Все время чувствую напоминание. В отличие от левой ноги, правая будет напоминать"; "Острое впечатление должно быть от выставки"; "Пока не понятно. Вы потом спросите, когда мы находимся".

Наряду с работами актуальных художников на выставке представлены работы шестидесятников Дмитрия Пригова, Оскара Рабина, Владимира Янкилевского. Куратор выставки видит между ними связь и считает это логичным и оправданным. Большинство работ художники дарят. Так в коллекции оказалась первая инсталляция Нины Котел "Дым". "Увидела в этих отбросах своеобразную поэтику, и это действительно красиво, если отрешиться от экологической составляющей", – замечает куратор выставки Алина Федорович.

Больше всего работ подарили Центру современного искусства Ольга и Александр Флоренские. Зрители увидят анимацию на тему русских передвижников. Оказалось, сложнее всего демонстрировать на выставке объекты и инсталляции, ведь часто их приходится собирать заново, так как они хранятся в фондах в разобранном виде. На глазах у зрителей Владимир Купреянов восстанавливал прозрачные кубы с фотографиями. Художник использовал любительские снимки 50-х годов из семейных альбомов. Прежде всего, его интересовала работа с пространством и поиски новых смыслов.

На сегодняшний день коллекция Центра современного искусства насчитывает более тысячи произведений, не только отечественных, но и зарубежных художников. Анки ван Донген из Нидерландов подарила инсталляцию "Игра с женщинами". "Игра для мужчин более агрессивная и жесткая, чем для женщин. И здесь игра как раз женская – более мягкая и компромиссная", – поясняет Анки ван Донген.

Пока коллекция Центра современного искусства еще не так велика, как хотелось бы кураторам, но она качественна и достойно представляет процессы, которые происходят на художественных площадках.

Читайте также:
Сергей Хачатуров об актуальном искусстве в России

К пятнадцатилетию Центра современного искусства